RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(50)2007 » На встречу с Ястребом

Просмотров: 2 563
Об авторе
Автор статьи:

На встречу с Ястребом

Архивная статья из № 2 (50) за 2007 г.

«…Плотным огнем пулеметов мы отгоняли атакующие вражеские истребители. Я увидел, что два фланговых самолета подбиты и полыхая, теряют высоту. Внезапно в моем прицеле появился Hawker Hurricane («Хоукер Харрикейн»), стремительно сближающийся с оставшимся тремя самолетам звена.

Когда британец подошел на дистанцию огня, он был мой – идеально на мушке немного выше, с полностью открытым брюхом. Огненная дорожка метнулась точно в цель, и враг, кивнув, повалился вниз, оставляя за собой полосу густого дыма». Так видел эту схватку 22-летний стрелок a.s.a. Герубино Мариотти в 1940 году. Возможно, история, произошедшая у турецкого побережья Кас, развивалась по тому же сценарию…

Подобраться к обломкам разбившегося самолета было нелегко. Двумя днями ранее, во время подготовительного погружения на 50 метров мы были вынуждены бороться с сильным противным течением от поверхности вплоть до восьми метров. Сегодня было еще хуже. Чтобы течение не сносило судно на камни, Аполло – наш гид – бросил якорь c другой стороны подводной скалы, за которой находились обломки самолета. Ну что ж, придется оплыть эту скалу. Дополнительные 40 метров хоть и не глубоко, но как мучительно… В очередной раз проверил снаряжение, подал камеру Рафалу и вошел в воду. Едва я успел всплыть, как уже оказался в трех метрах от кормы. Ужасно дует ветер! На ластах не дойду! Я судорожно схватил брошенный швартов и подтянулся к судну. Аполло находился уже в воде и, пользуясь другим швартовом, пробирался в сторону носа. Правильно, потому что будем погружаться по якорной цепи – в противном случае течение снесет нас далеко в море.

Вслед за нашим гидом первой уходит Катя. Навьюченный снаряжением, я стал подтягиваться к ним вдоль борта, борясь с течением и волнами. Очень тяжело. Поскольку свободна только одна рука, я явно непоспеваю. Когда же, наконец, ухватился за якорную цепь, то еле мог дышать – борьба с волнами на поверхности не позволила выровнять дыхание. Быстрое течение изо всех сил стремится вырвать бокс с камерой из моих рук. Лучше было уйти вниз. Тяжело дыша, погружаюсь, чтобы спрятаться за видными внизу скалами. Наконец-то добравшись к ним, немножко передохнул и поплыл дальше. Я выбирал скальные изломы, свободные от торчащих из щелей иголок морского ежа, хватал их и подтягивался вперед. Здесь гораздо легче, чем на поверхности, но все равно я сильно устал. Посмотрел на манометр и понял, что еще несколько минут такой борьбы, и нужно будет прекратить погружение – газа в баллоне оставалось все меньше.

Вскоре из-за излома скалы показалась манящая синь моря. Худшее позади. Еще раз передохнув, успокоил дыхание и погрузился глубже. Наконец-то это стало похоже на погружение. Очередная проверка снаряжения. Осматриваюсь… передо мной синеют обломки самолета– три двигателя: два друг на друге, третий рядом справа от них с хорошо сохранившимися, красивыми, покрытыми ржавчиной и наростами лопастями винтов, а также закругленными капотами звездообразного двигателя. Между ними на дне – фрагменты конструкции бомбера. От передней части фюзеляжа и крыльев остались какие-то трубки, балки, пучки электропроводов. Проплываю мимо двигателя и остановливаюсь над этой развалиной – немногие элементы можно определить как части самолета. После почти шестидесяти лет, проведенных в соленой воде, деревянные балки крыльев разрушены. Дальше вдоль склона ситуация выглядела лучше, так как фюзеляж был сделан из металла. Хвостовую часть я так и не увидел. Аполло говорил, что она хорошо сохранилась, но, к сожалению, у меня не было возможности это проверить. Подготовленный мною план предполагал максимальную глубину 61 метр (и именно на такой глубине я находился), а стабилизатор покоился где-то на семидесяти метрах. Я вернулся к двигателям. Поднимаясь над обломками самолета, я посмотрел на них последний раз. Донное время приближалось к концу, и нужно было возвращаться.

После завоевания Греции государствами Тройственного союза итальянские и немецкие воздушные базы расположились на многих островах Пелопоннеса. Оттуда нагруженные бомбами самолеты поднимались, чтобы бороться против союзнического судоходства в бассейне Средиземного моря и в северной части Красного моря. Одной из жертв этой борьбы стал известный «Тистлегорм». Среди жертв были также Savoia-Marchetti S.М.79 («Савойя Маркетти»). Несмотря на поиски в архивах Центральной военной библиотеки (CBW), я не нашел прямых доказательств этого. Я не смог определить также происхождение этих конкретных обломков. Конечно, о них писали, но без достоверных фактов. Давид Олдале говорит, что один из пилотов навестил Кас в восьмидесятые… «S.M. 79 поднялись с воздушной базы, расположенной на одном из оккупированных итальянцами греческих островов, чтобы атаковать врагов, и попали под огонь британских истребителей.

Пилот и экипаж успели выскочить, а сбитый самолет упал в море. Второй из пилотов, к сожалению, погиб». Озан Когдегер пишет, что самолет по всей вероятности поднялся с острова Родос, чтобы атаковать британские суда в порте Мэис. Согласно рассказу очевидца, пожилого рыбака из Кас, самолет летел не один, а в звене из трех самолетов. Все были сбиты зенитной артиллерией. Один из самолетов разбился в горах Кас, остальные два упали в море. Эти донесения противоречивы. Содержит ли хоть одно из них крупицу истины? Трудно сказать, пока не удастся найти документы, однозначно решающие эту проблему. Что, как я надеюсь, когда-нибудь произойдет.

***

Cамолет Savoia-Marchetti S.М.79 Sparviero (Sparviero – ястреб-перепелятник прим. ред.) проектировался как трехмоторный гражданский самолет на восемь пассажиров (первый полет состоялся в конце 1934 г.). Позднее он стал одним из лучших итальянских бомбардировщиков/самолетов-разведчиков, построенных во время Второй мировой войны. Тип: средний бомбардировщик. Силовая установка: три звездообразных поршневых двигателя Alfa Romeo 126 C.34 мощностью 582 кВт (780 л/с). Летные данные: максимальная скорость на высоте 4000 м (13125 футов) – 430 км/час (267 миль/час); потолок – 6500м (21325 футов); дальность полета – 1900 км (1 181 миля). Вес: пустого – 6800 кг (14 991 фунт); максимальный взлетный – 10480 кг (23104 фунта). Размеры: размах крыла – 21,2 м (69 футов 6,75 дюйма); длина – 15,8 м (51 фут 10 дюймов); высота 4,3 м (14 футов 1,25 дюйма); площадь крыла 61,7 кв.м.

(664,16 кв. фута). Вооружение: три пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); один пулемет калибра 7,7 мм (0,303 дюйма); до 1250 кг (2756 фунтов) бомб.

***

Текст и фото: Marcin TrzciNski

Рубрики: 2(50)2007, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111