Архивная статья из № 5 (47) за 2006 г.
Подводному фотографу, который профессионально занимается съемкой под водой, приходится много путешествовать и, естественно, много нырять.
Это как раз мой случай – что такое экспедиции и поездки, я знаю не понаслышке. Вы спросите – причем здесь крылья? Сейчас объясню. Возможность летать пытался подарить людям легендарный Икар, но взлетел слишком высоко и, увы, крылья сгорели… В честь «первого» на Земле воздухоплавателя итальянские инженеры назвали свое творение – подводные крылья ИКАР, новейший компенсатор плавучести типа крыло от компании Seac Sub.
Я ныряю с ним уже второй год и хочу поделиться с читателями ОКТОПУСа своим опытом эксплуатации ИКАРА.
Журналистская работа, тем более работа подводного фотографа, – это постоянные авиаперелеты, поездки в поездах и автомобилях. Зимой и летом, весной и осенью – круглый год. Сумка со снаряжением в моей квартире стоит в «красном» углу и никогда не разбирается, снаряжение достается только для опреснения и просушки. В зависимости от географического положения, места будущей нырялки и времени года меняются костюм и конфигурация регуляторов, не меняется только одно – на своем штатном месте в сумке уже второй год компенсатор ИКАР.
У меня это далеко не первый компенсатор типа крыло, преимущества воздушной камеры за спиной я оценил еще в 1998 году. В Сингапуре, на выставке DiveExpo, я увидел компенсатор необычной формы производства одной австралийской фирмы. Купил, попробовал и с тех пор больше не нырял в классических жилетах. За это время побывали у меня крылья разных уважаемых фирм, приходилось конструировать свои подвесные системы, накопился опыт и создалось свое представление об идеальном крыле. Если вы не новичок в дайвинге, скорее всего уже знаете, в чем прелесть крыла и, быть может, даже участвовали в жарких дебатах, что лучше: крыло или жилет. Нет нужды рассказывать искушенным читателям о преимуществах и недостатках крыльев. Лучше поделюсь своими субъективными впечатлениями.
Встречают, как говорится, по одежке. Первое, что мне понравилось в ИКАРЕ, привлекательный, не лишенный элегантности дизайн.
После аскетично-милитаристского стиля компенсаторов других производителей, собранных китайскими братьями, ИКАР впечатляет своим королевским экстерьером. Повторюсь, это мое субъективное мнение. Я, как фотограф, радуюсь, как дитя малое, когда вижу снаряжение хотя бы с элементами художественного дизайна. Второе, что бросается в глаза, – это качество исполнения. Все-таки итальянская культура производства будет долго предметом зависти наших восточных соседей (никого не хотел обидеть!).
Теперь берем в руки, снова приятная неожиданность – компенсатор с металлической спинкой ничего не весит! Его вес 3 килограмма 50 граммов! Для меня, как профессионального бродяги, это очень важное достоинство. Каждый раз, упаковывая сумку и считая «лишние» килограммы, я поминаю добрым словом конструкторов ИКАРА. А все дело в том, что они применили для его изготовления специальный материал. Спинка компенсатора из авиационно-морского сплава, легкого и устойчивого к коррозии. До недавнего времени из этого сплава делали только корпуса гидросамолетов. Помимо сплава у спинки сложный эргономичный штампованный профиль, придающий ей прочность и устойчивость к деформации. Естественно, металлическая спинка не меняет плавучести при погружении и веса при намокании в отличие от мягких спинок. Но это не значит, что ИКАР лишен их комфорта. На внутренней стороне спинки в области плеч и поясницы закреплены две мягкие быстро высыхающие подушки. Подушки увеличивают комфорт и закрывают болты при установке двух баллонов – спарки. Подвесная система легко подгоняется по фигуре, ее конструкция настолько оригинальна и проста, что поначалу в это даже не верится. Со своими старыми крыльями мне приходилось изрядно возиться, чтобы поменять длину ремней при переходе с сухого на мокрый костюм. С ИКАРОМ этой проблемы просто не существует! При застегнутом креплении грудного ремня и подтянутых поясных ремнях подвеска садится по фигуре с любым костюмом! Всегда. Почувствовали разницу? На ремнях подвески закреплены восемь больших штатных D-колец также из авиационно-морского сплава. Кольца сварены в месте соединения. Как и у других технических жилетов, можно свободно менять их местоположение в зависимости от требуемой конфигурации дополнительного снаряжения, прикрепляемого к жилету.
Теперь о крыле. До первого погружения с одним баллоном на ИКАРЕ у меня были опасения, не слишком ли большая камера у крыла? Крыло в форме подковы, с большой сварной полиуретановой камерой объемом 25литров, казалось мне пригодным только для спарки. Первое же погружение в Красном море со стандартным 12-литровым алюминиевым баллоном развеяло все мои сомнения. Идеальная балансировка крыла, легкость горизонтального плавания убедили меня в правильности моего выбора. Сама камера надежно защищена чехлом из Cordura плотностью 1000 Den. Мне часто приходится нырять на затонувшие корабли, гроты и скопления коряг в реках и озерах. Там, где особенно легко зацепиться и пропороть камеру BCD. С 1000 Den это не так-то просто!
У крыла штатная самозатягивающаяся шнуровка (степень затягивания которой легко регулируется), но также есть места для установки резиновых жгутов-бандажей. На внешней стороне крыла три стравливающих клапана: два – в нижней части крыла и один – в верхней на правой стороне. Высокопоточный инфлятор устойчив к переохлаждению за счет своей массивной цельнометаллической конструкции корпуса и кнопок. Инфлятор, как и положено для технического дайвинга, без верхнего травящего клапана.
Однажды я делал тримиксные погружения с ИКАРОМ в Блю-Хоул с двенадцатилитровой алюминиевой спаркой и двумя двенадцатилитровыми стейджами в сухом неопреновом костюме. Два ремня, которыми крепится один баллон, тоже пошли в дело. Я использовал их для обвязки стейджей. На следующий день поставил их обратно и пошел нырять на Лайтхаус с одним баллоном. Ничего лишнего! Приятно.
Пока Seac Sub не производит для ИКАРА крыльев другого объема, но выпускается уменьшенная версия крыла на такой же подвеске объемом 16 литров, весом всего два килограмма семьсот граммов. Отличный компенсатор для много путешествующей ныряльщицы. Жаль только, что Seac Sub не выпускает фирменного брасового ремня, но можно легко установить любой ремень от другого производителя, что я и сделал. Фирменные грузовые карманы удобны и вместительны. Если у вас остались грузовые карманы от старого компенсатора типа крыло, вы также легко сможете их приспособить к ИКАРУ.
Подо льдом Байкала и в каньонах Дахаба, на затонувших кораблях Мальты и Ладожского озера, на экваторе и в Алтайских горах, на скалах Галапагоcсов – список моих погружений с ИКАРОМ можно перечислять долго. Два года: «Полет нормальный!». За это время ИКАР показал себя удобным и надежным оборудованием, пригодным для интенсивной эксплуатации в разных условиях. Ему одинаково по плечу как рекреационные, так и технические погружения средней сложности. Еще раз подчеркну, это мое субъективное мнение, мнение подводного фотографа, журналиста и просто дайвера с двадцатидвухлетним стажем.
Текст и фото: Алексей Зайцев
Рубрики: 5(47)2006, Архив, Снаряжение
Метки: Снаряжение и оборудование...