На днях газета «Известия» сообщила о том, что американскую базу атомных подводных лодок в штате Вашингтон будут охранять дельфины.
Издание рассказывает о том, что США впервые использовали морских млекопитающих ещё в годы Второй мировой войны. Однако клоуны и дрессировщики цирка России братья Владимир и Анатолий Дуровы, чьи имена тесно связаны с Воронежем, «призвали» на службу дельфинов значительно раньше — ещё до Октябрьской революции.
Живучие факты
Военный обозреватель «Известий» Дмитрий Литовкин предполагает, что подготовка «ластоногого спецназа» может быть включена в гособоронзаказ России. К этому шагу наших военных подталкивают успехи американцев. Пентагон сообщил, что с начала 2010 года на базе США в Китсапе морские львы и дельфины будут использованы как для несения караульной службы, так и для обнаружения мин и других потенциально опасных объектов.
«США активно используют на службе морских млекопитающих, — говорит Дмитрий Литовкин, — ещё со времён Второй мировой войны. Но тогда морские львы применялись американцами в основном как «живые мины» в спецоперациях. А во время войны во Вьетнаме морские млекопитающие занимались охраной военно-морской базы Камрань. Успехи американцев в своё время подтолкнули и Советский Союз к созданию собственной тренировочной базы в Казачьей бухте под Севастополем, где наши специалисты приступили к подготовке дельфинов-афалин для охраны главной базы Черноморского флота».
— Однако развал СССР, — замечает автор, — поставил крест на этой программе. Центр в Казачьей бухте закрыли, сотрудников и животных распустили…
Очень хорошо, что федеральная газета обратилась к редкой и практически не исследованной теме, тем более, что она (тема) имеет прямое отношение как к истории страны, так и к истории Воронежской области.
Несколько лет назад автор этих строк собирал материалы для книги о клоунах и дрессировщиках братьях Владимире и Анатолии Дуровых. Собирал по крупицам – из переписки с Подольским военным архивом, разрозненных свидетельств очевидцев, из отрывочных фактов, разбросанных по газетам и книгам (один из материалов печатался в газете «Коммуна»). Увы, не найдя спонсоров на издание, я был вынужден прекратить работу. Но факты, как известно не умирают, со временем они иногда становятся ещё более актуальными.
И заяц зажигает спички…
Мало кто знает, что именно братья Дуровы имеют прямое отношение к созданию «дельфиньего спецназа», история которого до сих пор живёт под грифом «секретно». Отчёты об опытах хранятся в архивах ВМФ под номером 2275 с кодовым названием «О тюленях».
С дрессированными животными братья стали выступать примерно в 1882 году. Не имея и двадцати лет от роду, Владимир Дуров увлёкся дрессировкой настолько, что стал читать публичные лекции в Политехническом музее о секретах воздействия на животных. Он впервые отказался от метода насилия в дрессировке — метода, о котором простодушно сказал один из героев Чехова: «Заяц, ежели его бить, спички может зажигать…» «Я раз и навсегда отказался от метода воздействия на животную психику путём насилия, — писал Владимир Дуров. — Метода, лёгшего в основу дрессировки во всех странах».
Свой метод, основанный на учении об условных рефлексах, Владимир Дуров впервые в мире пытался применить при боевой дрессировке морских животных с началом Первой мировой войны. Дрессировщик научил дельфинов обнаруживать мины, а также поднимать различные предметы на глубине до 120 метров. Звериный спецназ пытались использовать против немецких военных кораблей и боевых пловцов. Однако вражеская разведка, напуганная результатами работ, заслала диверсантов, чтобы …отравить животных. Эта акция до сих пор считается одной из самых жестоких и бессмысленных злодеяний ушедшего века.
Часовые не спят
После революции было не до дельфинов. Кстати, Анатолий Дуров до революции не дожил, а Владимир восстанавливать дельфинарий и продолжать боевую дрессуру животных не решился. С этой затеей он явно бы не вписался в военную доктрину, выдвинутую Климом Ворошиловым и Семёном Будённым – «Бить врага на его территории!»
Против «стахановцев» от кавалерии не устоял даже Тухачевский, впервые в мире предложивший воздушный десант — так что дельфиний спецназ был явно несвоевременной и не отвечающей линии партии затеей.
Но опыты, начатые Владимиром Дуровым, продолжили американцы. В период войны во Вьетнаме группа из шести дельфинов, обученных в Сан-Диего, охраняла подходы к бухте Камрань и акваторию самой бухты. Боевые дельфины могли производить уколы специальной иглой, закреплённой с помощью «намордника» на передней части головы. Игла была связана с баллончиком, наполненным нервно-паралитическим газом. Дельфины-диверсанты, а также дельфины-часовые были вне конкуренции: природа наделила их совершенным эхолокаторным аппаратом, великолепной скоростью. Им неведома кессонная болезнь, они не ведают страха и не заснут на боевом посту…
Учтя боевой опыт американцев, в СССР вернулись к наработкам Владимира Дурова. Секретный дельфинарий возглавил подводник, выпускник военно-морского училища и Военно-морской академии имени Кирова Борис Журид. Большой фанат морских животных, Журид учил их охранять военные объекты, разыскивать и выталкивать на поверхность аквалангистов, поражать вражеских пловцов укреплённым на спине животных гарпуном, устанавливать на корабли и лодки подводные мины.
Особо опасные технологии
Опыты Журида вышли далеко за рамки эксперимента: обученные животные под Феодосией, в районе бухты «Двуякорная» успешно подняли 40 затонувших торпед. Обеспокоенные успехами наших природных новобранцев, американцы дополнили инструкцию для своих боевых пловцов таким абзацем: «…бой под водой с морскими животными достаточно сложное и опасное дело. По возможности, таких встреч следует избегать». (Цитирую по книге Дона Миллера «Подводный спецназ»).
Сегодня в США действуют пять центров, где морских животных учат боевому искусству. Все они существуют под эгидой Военно-морских сил. Шестой центр открыт под крылом ЦРУ в Ки-Уест (штат Флорида). Ну а наш дельфинарий, идею которого предложил Владимир Дуров, а создал и выпестовал Борис Журид, продан …Ирану. Правда, сбывала его с рук не Россия, а незалежная Украина, на территории которой (под Севастополем) по воле судьбы дельфинарий оказался.
Содержание дельфина в месяц обходится в 120 долларов. Видимо, сумма для соседей показалась чрезмерной, поэтому все 27 животных, общим весом 22 тонны, вместе с уникальным оборудованием и не менее уникальными тренерами, не пожелавшими расстаться с животными, отбыли в Иран, который счёл необходимым разориться на создание перспективного дельфинария.
Четверо из эмигрировавших дельфинов и одна белуха прошли армейскую службу ещё в Приморской бухте Витязь, где Журид и его супруга Светлана Верижникова чуть раньше создали секретный дельфинарий по заказу Минобороны. Перебравшись в Иран, дельфины немедленно попали под колпак разведки по квалификации «секретные технологии».
Однако в последние годы под эгидой Мурманского морского биологического института возобновились исследования возможностей морских животных и в России. Под руководством академика Геннадия Матишова подготовку проходят десять ластоногих «спецназовцев». И всё же первыми в мире с морскими животными, которые сегодня, много лет спустя, фигурируют по рангу особо опасных технологий, начали работать братья Дуровы, чьи имена тесно связаны с Воронежем.
Автор: Алексей Павлов.
Источник: «Коммуна», № 1833 (25418), 11.12.09 г.
Рубрики: Новости
Метки: Дельфины...