Возвращение в глубины прошлого через обостренную память – это жатва созревших мыслей для вдохновенной души…
За купола Гатчинского замка зацепились тяжелые тучи, воздух набух, пропитанный серой мглой, однако дождя не было.
Величественный суровый замок таинственным прищуром окон смотрит сквозь мглу и видит всю огромную истерзанную предательством Россию. За его стенами вершилась во многом история Европы и Азии в XIX веке. Дух державного хозяина и сегодня витает в прохладных коридорах.
Сейчас осень. А тогда в гатчинских озерах купался необычно теплый апрель. Игриво гриву распуская, резвились солнечные дождики на аллеях ухоженных парков.
…В проеме одного из распахнутых окон дворца появилась могучая фигура императора Александра III. «Машенька, – обратился император к подошедшей жене, – посмотри на озера. В них столько тайны. Вода загадочна. Она всегда меня волнует. Щедра Россия на Большие и Малые воды, беречь их надобно и трудиться в них и с ними»… Обаятельная Мария Федоровна влюбленно посмотрела на Александра, мило улыбнулась и прижалась к его сильной руке понимая, как он влюблен в свою Россию. К вечеру императором направлена не в канцелярию, а прямо в Адмиралтейство гербовая бумага.
«Моим указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте Водолазная школа.
23-го апреля 1882 года.
Его Императорское Величество Император Всея Руси Александр III».
Четко налаженная система власти при Александре III не допускала проволочек принятых решений. А выполнение своих указов великий сын России всегда держал под контролем.
Уже 5 мая 1882 года на острове Котлин (Кронштадт) создается первая в России и в мире государственная школа водолазов. Водолазная школа организовывалась и развивалась под непосредственным наблюдением и руководством адмирала Верховского В. П. Первым начальником школы стал капитан-лейтенант Леонтьев А. Г., помощником его – штабс-капитан Гаврилов, а врачом (лекарем) – Храбростин. Срок подготовки водолазов для военно-морского флота был определен в один год.
Уже за первые четыре года, фактически в период отработки и становления учебного процесса, школа подготовила для военного флота России 200 водолазов из нижних чинов и 40 специалистов водолазного дела из офицерского состава. Кадровый состав школы водолазов занимался созданием и разработкой учебных пособий, водолазной техники, новых видов снаряжения, вел последовательно научную работу по физиологии. Первая в мире Водолазная школа становилась базовым центром для научных разработок по водолазному труду.
Мичманом Е. В. Колбасьевым изобретен подводный электрический светильник и разработана схема подводной телефонной связи с водолазами, которая явилась основой телефонной водолазной станции, созданной капитаном 2 ранга М. К. Шульцем в содружестве с изобретателем А. С. Поповым. Инженером-механиком Л. А. Родионовым и врачом Н. А. Есиповым изобретен и внедрен первый в мире фотоаппарат для подводных съемок. Фотографии, сделанные ими, неоднократно демонстрировались на выставках в России и за рубежом.
Создание новых образцов водолазной техники и снаряжения позволило значительно увеличить глубину погружений водолазов, расширить выполнение водолазных работ. Уже в 1894 году, отрабатывая практические задачи, курсанты школы водолазов погружались на глубину до 30 саженей (63 метра 90 см).
Особо необходимо отметить то, что практические навыки курсанты приобретали, работая на аварийных или затонувших кораблях. Это значительно способствовало профессиональной подготовке будущих специалистов водолазного дела. Выполняя подводные работы, помимо учебных спусков, инструктора и ученики школы спасли немало аварийных кораблей и судов уже в первом десятилетии активного существования Водолазной школы, достойно справились с рядом сложных работ на затонувших судах, а, начиная с 1897 года, на протяжении ряда лет выполняли подводные работы на затонувшем броненосце «Гангут». В этот же период многие из курсантов работали подо льдом у борта крейсера «Россия». В 1899 году офицерами и учениками школы проведены сложные подводные работы при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на каменную гряду в Финском заливе.
К сожалению, место для школы было выбрано неудачно. В Финском заливе прозрачность воды фактически нулевая, с ноября по май залив покрывается льдом. И руководство школы вынуждено было проводить учебные спуски не в Кронштадте, а в Выборгском заливе у острова Койвисто.
Достаточно у школы было и других трудностей. Снаряжение в школе имелось только иностранное. Содержательно не было изучено и влияние повышенного давления на организм человека под водой. Но школа учила и училась сама. И за сравнительно короткий период она завоевала признание в России и за рубежом. Представляясь на международных выставках – в Чикаго в 1893 году, в Антверпене в 1894 году, в Нижнем Новгороде в 1896 году и на всемирной выставке в Париже в 1900 году в области снаряжения и водолазной техники, – Водолазная школа была отмечена бронзовыми, серебряными и золотыми медалями. Доктору Н. А. Есипову на всемирной выставке в Париже была вручена персональная серебряная медаль.
Достойно завершив XIX век, в двадцатый Водолазная школа вошла серьезным учебным и научным центром. В нем готовили специалистов водолазного дела с хорошей теоретической и практической подготовкой.
На научной основе отрабатывалась система водолазного труда. Издавались учебники по спецфизиологии и водолазному делу, водолазные правила. Создавалось современное снаряжение и оборудование. Теоретические труды русских специалистов по подводному делу переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и другие языки, специалисты этих стран приезжали в Россию обучаться водолазному делу.
Русско-японская война 1904-1905 гг. проложила первые километры заминированной для России дороги в XX век. Немало выпускников школы водолазов в числе первых вынуждены были отправиться по этому роковому пути. Во время перехода эскадры из Кронштадта на Дальний Восток водолазами был выполнен значительный объем подводных судоремонтных работ, за что не раз благодарил их адмирал Макаров. Тогда, в далеких водах великого океана, со многими моряками эскадры они обрели вечный покой.
…В 1909 году Водолазная школа приступает к судоподъемным работам на Черном море, ей поручается подъем с глубины 58 метров подводной лодки «Камбала», протараненной в 1908 году броненосцем «Ростислав». Я специально заостряю внимание на этой работе. Глубина 58 метров в те годы для сложных подводных работ была весьма значительной даже для стран с прогрессивной водолазной технологией. Однако офицеры и курсанты школы блестяще провели водолазные работы, подняв носовую часть подводной лодки, после чего она была введена в док. В судоподъеме принимал участие талантливый водолазный специалист севастопольской базы Феоктист Андреевич Шпакович.
В этом же, 1909 году, Водолазная школа, не имевшая хорошей базы для размещения личного состава, получила списанный крейсер 2 ранга «Африка», на котором удалось создать достойный быт для курсантов.
С 1882 по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов и подготовила немало талантливых офицеров водолазной службы. В 1897 году в школе прошла обучение группа врачей, изучавшая физиологию водолазного дела. Результатом явилось создание учебников по спецфизиологии и таблиц режимов декомпрессии, позволяющих добиваться увеличения глубин погружения.
Ураган революционных событий 1917 года создал сложную обстановку в Кронштадте, не позволявшую проводить плановую подготовку водолазов. По решению Морского ведомства Водолазная школа во второй половине 1918 года перебазируется из Кронштадта в Петроград. В 1919 году Водолазная школа переведена на Волгу, сначала в Саратов. Однако и здесь стояла неспокойная политическая погода, разгул бандитизма нередко заставлял прекращать занятия и брать в руки оружие.
В 1920 году школа покинула Саратов и переехала в Казань, однако не задержалась там надолго и спустя несколько месяцев перебралась в Вольск. А в конце 1921 года она уже в Петрограде, но затем вновь вернулась в родные стены в Кронштадт.
В декабре 1924 года Водолазная школа переехала в Севастополь и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. Хотя в период гражданской войны Водолазная школа подвергалась постоянным скитаниям, но все же, благодаря самоотверженной работе преподавателей и инструкторов, сумела подготовить 225 водолазов.
Развитию активного водолазного дела в России после разрушительных революционных событий и затяжной гражданской войны дала немалый толчок деятельность Водолазной школы. Значительно подняли уровень и масштабы аварийно-спасательных и судоподъемных работ квалифицированные водолазы прошедшие подготовку в школе.
Но негативное влияние разрухи деформировало учебный процесс. Оснащенность учебной базы находилась в плачевном состоянии. Главное – не хватало толковых преподавателей и инструкторов. Севастопольский период явился весьма неплодотворным для школы. С 1924 по 1927 годы она выпустила всего 75 водолазов и одного водолазного специалиста.
Сложилась ненормальная обстановка – как бы параллельно шла подготовка водолазов в Водолазной школе и на балаклавских курсах ЭПРОНа. Поэтому комиссаром по Военно-морским делам принимается решение объединить Водолазную школу с балаклавскими водолазными курсами ЭПРОНа. Что и произошло в 1928 году. Теперь Водолазная школа сконцентрировала имущество в едином центре и стала располагать хорошей учебной базой. Начальником Водолазной школы, которая обрела постоянное место базирования в Балаклаве, назначается выдающийся водолазный специалист России (и не только России) Феоктист Андреевич Шпакович.
Феоктист Андреевич свыше десяти лет стоял у штурвала Водолазной школы. Я позволю себе уделить особое внимание этому замечательному человеку. Феоктист Андреевич родился в 1879 году в Севастополе. С 1903 года командование Севастопольского порта поручает ему сложные водолазные работы. А в 1907 году, закончив в Кронштадте курсы офицерского состава при Водолазной школе, Шпакович становится водолазным специалистом.
По инициативе Шпаковича Водолазная школа в 1931 году преобразуется в военно-морской Водолазный техникум, которым он руководит до 1938 года. Феоктист Андреевич провел за работой под водой свыше 10 тысяч часов и принимал участие в подъеме 25 затонувших кораблей. Тысячи молодых людей прошли его замечательную водолазную школу, наполненную творчеством и созиданием.
Десятилетний балаклавский период существования Водолазного техникума был весьма насыщен. При нем существовали и командирские курсы. Окончившим их присваивалось звание водолазного специалиста. В Водолазном техникуме готовилось 95% специалистов водолазного дела в стране. В 1938 году в программу подготовки водолазов включается освоение подводной электросварки и резки металла. Питомцы Водолазного техникума выполняли гидротехнические и подводно-технические работы, поднимали корабли и суда, ценные грузы, проводили подводный судоремонт, спасали аварийные корабли. В общем, проводилась вдумчивая и серьезная теоретическая и практическая подготовка будущих водолазов – профессионалов для России. Водолазы двадцатых и тридцатых годов прошли такую подводную школу, что не устанешь восхищаться их профессиональной подготовкой!
Описывая исторический путь Водолазной школы, невозможно не отметить судоподъемные работы. Высокий профессионализм и мужество проявили водолазы при подъеме подводных лодок (некоторые из них были затоплены на предельных по тем временам глубинах). Вот часть из них: «Лосось», «Пеликан», «Налим», «Орлан», «ПЛ-Б3», «Судак», «ПЛ-9» (поднята со значительной глубины – 92 м), «Л-55» (английская лодка, потопленная нашими моряками).
«Л-55» считалась одной из новейших океанских подводных лодок Англии. Для русских кораблестроителей она представляла особый интерес, поэтому лодку решили поднять. После подъема лодки Лев Николаевич Захаров – начальник ЭПРОНа – прибыл в Москву и доложил В.Р. Менжинскому о выполнении приказа. Вячеслав Рудольфович поблагодарил эпроновцев и сказал: «Подняв «Л-55», вы сделали больше, чем если бы даже привезли в Москву золото «Черного Принца»».
В 1925 году эпроновцы приступили к подъему кораблей эскадры Черноморского флота, потопленной 18 июня 1918 года в Цемесской бухте под Новороссийском.
…Запенились буруны над всплывающими понтонами, и над водой показались разрушенные надстройки и обводы корабля. Эсминец «Калиакрия» стал первым поднятым кораблем из затопленной Черноморской эскадры.
С 1925 по 1940 годы помимо эсминца «Калиакрия» были подняты эсминцы «Сметливый», «Гаджибей», «Стремительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», часть эсминца «Керчь»; транспорты «Фредерик», «Женереза», «Сербия». Везде на судоподъеме наряду с опытными водолазами работали молодые выпускники Водолазной школы, нередко принимали участие и курсанты, приобретая практические навыки.
Драматические события, о которых пойдет разговор, связаны с тяжелейшими физическими и психологическими перегрузками водолазов и с их гибелью и заслуживают особой исторической памяти.
7 октября 1916 года в 6 часов 20 минут на линейном корабле «Императрица Мария», стоявшем на внутреннем рейде Севастопольской бухты, вспыхнул пожар в расположении 1-й (носовой) башни главного калибра, следом прогремел мощный взрыв. Затем последовали один за другим еще 22 взрыва, вызвавшие большие разрушения. Для предотвращения взрыва боеприпасов в других погребах были открыты кингстоны. Линкор стал погружаться в воду, но в 7 часов 16 минут произошел сильный взрыв, после чего корабль перевернулся вверх килем и затонул на глубине 18 метров, значительно войдя в ил. В момент опрокидывания все четыре башни главного калибра, по 860 тонн каждая, вывалились из своих оснований и погрузились в илистый грунт. При катастрофе погибло 225 и получили тяжелые ранения и ожоги 85 моряков. Причина катастрофы оставалась неизвестной. И только в наши годы кое-что прояснилось. След вел к германской разведке, действовавшей тогда на юге России.
Вновь внутренний рейд Севастопольской бухты. 29 октября 1955 года в 01 час 30 минут 48 секунд произошел взрыв под флагманским кораблем Черноморского флота – линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут корабль опрокинулся вверх килем и затонул. Погибло 609 и ранено 139 моряков. До сих пор не установлена причина взрыва, вызвавшая гибель линкора.
Судоподъем обоих линкоров явился сгустком мужества и воли. Подобного не ведала история водолазания. Отсутствие видимости, разлагающиеся трупы, сотни тонн взрывоопасных предметов, студенистая масса из ила и нефтепродуктов, тяжелейший физический и психологический пресс – вот то самое лезвие бритвы, по которому много раз прошли водолазы, изранив свои благородные души, но линкоры подняли за короткие сроки. И все они свою судьбу связали с Водолазной школой (от адмирала до курсанта), посвятив себя водолазному делу.
В двадцатые годы возрастает объем водолазных работ, возникает и потребность в освоении предельных морских глубин. В 1929 году к разработке вопросов физиологии водолазного труда привлекаются ученые кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Руководитель кафедры академик Л.А. Орбели назначается председателем комиссии по изучению физиологических особенностей глубоководных погружений. В тридцатых годах комиссия расширяется, в нее входят ученые – Е.М. Крепс, Б.Д. Кравчинский, С.М. Дионесов, С.И.Прикладовицкий, С.П. Шистовский, практики водолазного дела – Ф.А. Шпакович, главный врач ЭПРОНа К.А. Павловский.
Была сформирована группа испытателей из ведущих водолазов-глубоководников, водолазных специалистов и инструкторов Водолазной школы. Объединение ученых и специалистов-практиков за незначительный срок позволило разработать таблицы режимов декомпрессии для глубин погружения водолазов до 100 метров (при работе на сжатом воздухе) и для глубин 200 метров – с использованием гелиокислородных смесей.
В 1932 году А.Д. Разуваев в трехболтовом снаряжении на сжатом воздухе спустился на глубину 100 метров. В 1936 году В.М. Медведев, П.К. Спаи и И.Т. Чертан погружаются на 140 метров, используя также сжатый воздух.
В 1938 году Владимир Михайлович Медведев перекрывает собственное достижение (150 метров) и погружается в трехболтовом снаряжении на сжатом воздухе на глубину 157 метров.
В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на 200 метров, с использованием сухой рекомпрессионной, а затем – гидрорекомпрессионной камер.
Война приостановила испытания. В 1941 году Водолазная школа оставляет Балаклаву и переезжает в Астрахань.
С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 кораблей и судов (150 из них были восстановлены и вошли в состав флота), 188 судам и кораблям, терпевшим бедствие, оказали помощь.
Научно-технический совет ЭПРОНа был создан в 1931 году. В него вошли академики А.Н. Крылов, Л.А. Орбели, Е.М. Крепс, Ю.А. Шиманский, крупнейшие конструкторы судостроительной промышленности, ведущие специалисты ЭПРОНа, начальник Водолазной школы Ф.А. Шпакович. С 1932 года совет возглавлял начальник экспедиции (ЭПРОНа) Ф.И. Крылов. Это был замечательный человек, он с любовью относился к подчиненным. С энергией поддерживал Водолазную школу. Особое – глубокое уважение было у него к водолазам, к их труду. Эпроновцы его любили.
В конце 1941 года Фотий Иванович тяжело заболел и в 1942 году начальником Главного управления был назначен контр-адмирал А. А. Фролов. В этот период ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота (АСС ВМФ). А Военно-морской водолазный техникум стал именоваться Аварийно-спасательным учебным отрядом.
За десять лет своего творческого существования Военно-морской техникум, являясь настоящей Водолазной школой, подготовил 2200 высококвалифицированных водолазов и немало водолазных специалистов. В 1942 году Водолазная школа была переведена из Астрахани на озеро Байкал. Александр Андреевич Фролов берет под собственный контроль подготовку водолазов. В трудные годы войны школа постоянно ощущала его поддержку. Война, словно топка, сжигала специалистов. На флотах аварийно-спасательные службы постоянно нуждались в водолазах. Необходимо было срочно создавать учебную базу. И в сжатые сроки силами личного состава школы была построена эстакада для спусков курсантов под воду, причал для швартовки плавсредств, казармы, кабинеты и классы.
В 1944 году Водолазная школа возвратилась в Балаклаву. Восстановление разрушенной учебной базы осуществлялось одновременно с учебной подготовкой личным составом школы. За весь период войны Водолазная школа не прекращала выпуск водолазов для военно-морского флота. В послевоенный период необходимость в водолазном труде возрастает, и школа увеличивает выпуск специалистов.
Я не буду повторять о том, какой ад оставили после себя фашисты. Но все работы, которые связаны с глубинами вод, делались руками водолазов. Благодаря этим работам очистились акватории портов и фарватеров от взрывоопасных предметов, восстановлены пирсы, причальные стенки, причалы и коммуникации через водные преграды.
С 1941 по 1955 годы было поднято 3916 кораблей и судов – титанический труд водолазов (большинство из которых – выпускники Водолазной школы), всех специалистов аварийно-спасательной службы. Выполненные уникальные работы невозможно перечислить. За разработку методов подъема крупнотоннажных судов Н.П. Чикеру, Н.Н. Бирюкову, А.И. Фигичеву, А.Н. Кузнецову, А.И.Завтракову, М.К. Таршису, Г.И. Рывкину была в 1950 году присуждена Государственная премия СССР.
В 1949 году создается глубоководное снаряжение ГКС-3 (гелиокислородное снаряжение – трехболтовое). И в этом году водолазы Иванов, Выскребенцев, Кийко впервые в мире опустились на 200 метров. А в 1956 году водолазы-глубоководники Поражевский, Ковалевский, Шалаев и другие стали первыми в мире, спустившись на глубину 300 метров. Все они начинали свой путь в глубину в Водолазной школе.
За создание снаряжения ГКС-3 группа специалистов в 1951 году награждается Государственной премией СССР. Среди награжденных был водолаз-глубоководник, преподаватель Водолазной школы, капитан 3 ранга Леонид Федорович Кобзарь.
В 1957 году Водолазная школа перебазировалась из Балаклавы в Севастополь. Севастопольская Водолазная школа – это городок с учебным комплексом, с морским полигоном для отработки водолазных спусков, корабельным комплексом со спускоподъемным устройством с платформой, колоколом и беседками для учебных погружений будущих водолазов-глубоководников, с жилыми помещениями и медицинскими кабинетами, с блоком питания и продовольственным складом, с библиотеками и кинотеатром, со спортивным комплексом, со скверами и парковыми аллеями.
Все создавалось личным составом школы, бессменным начальником которой, еще с Балаклавского периода (1956-1970 гг.), являлся исключительный организатор и замечательный человек – капитан 1 ранга Иван Ефимович Горелый. В 1970 г., уйдя в отставку, Иван Ефимович оставил завершенный, хорошо оснащенный учебный комплекс, в котором до девяностых годов велась при нормальных условиях ритмичная и хорошая подготовка водолазов. Выпускники Водолазной школы выполняли подводные работы на всех флотах Отечества.
В период с 1 по 19 сентября 1986 года питомцы школы работали на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов». За мужество восемь водолазов награждены орденами и медалями, Ю. Полищук и С. Шардаков (посмертно) – орденами Красной Звезды.
В девяностых годах в Водолазной школе началась «ломка» в подготовке водолазов. Даже возникали вопросы у некоторых высокопоставленных чиновников: «А нужна ли вообще Водолазная школа России?..»
Нужна, господа. Нужна. Негоже посягать на флот России. Флот и Россия – единое целое.
Однако Водолазная школа продолжает свой тернистый и достойный путь. Обозначив ее созидательные вехи, которые заслуживают особого внимания, я ничего не сказал о гражданских водолазах России второй половины ушедшего века. Это отдельный разговор, но одно скажу – где работали они, там не оставалось груды развалин, там появлялась здоровая, насыщенная творчеством жизнь.
Ныне Водолазная школа (войсковая часть 20205), став второй школой младших специалистов, является подразделением 7-го учебного отряда Черноморского флота имени адмирала Октябрьского и предназначена для подготовки водолазов для кораблей и частей Военно-морского флота России. В соответствии со штатным расписанием школа может готовить 300 водолазов за один набор. В год производится подготовка двух наборов. Кроме того, в каждом наборе школа готовит 20 водолазов для ФПС (федеральная пограничная служба) России. Для теоретической подготовки водолазов имеется 14 учебных кабинетов и 11 учебных классов. В школе ведется работа по созданию учебных видеофильмов, наглядных пособий, макетов. Для практической отработки водолазных спусков есть водолазный полигон с 14 водолазными постами, которые способны обеспечить одновременный спуск под воду 80 водолазов. Для погружения водолазов на глубины более 10 метров школа обладает дивизионом учебных катеров. Глубоководники проходят отработку навыков на глубине с борта спасательного судна «ЭПРОН» (судно не принадлежит школе).
К сожалению, школа не имеет положенного по штату аварийно-спасательного судна с глубоководным водолазным комплексом, что не позволяет в полном объеме отрабатывать водолазам-глубоководникам на глубинах 60 метров и более. Полигон борьбы за живучесть практически неработоспособен из-за выхода из строя трубопроводов и оборудования – это затрудняет обучение курсантов борьбе за живучесть корабля. Недостаточно обеспечение водолазного полигона водолазным имуществом. Неполная загрузка школы личным составом не позволяет проводить обучение в максимальном объеме. Отсутствует современная литература по водолазному делу. Недостаточное финансирование. Малый срок обучения водолазов (5 и 7 месяцев).
В школу для обучения сейчас поступают не очень физически крепкие молодые люди, со слабой общеобразовательной подготовкой. Даже в пятидесятые годы подобное было недопустимо. В Водолазную школу направляли самых крепких парней с хорошим общеобразовательным уровнем. Кто из них не проходил заключительную медицинскую комиссию и «проваливался» на тестах, того за проходной Водолазной школы ожидали «покупатели», как мы их называли, из авиационных училищ.
В заключение необходимо отметить – питомцы Водолазной школы становились учеными, писателями, кинематографистами, изобретателями, крупными военачальниками, командирами кораблей, воинских частей и соединений.
Из числа выпускников Водолазной школы четверо удостоены звания Героя Советского Союза – это капитан 1 ранга П.И. Державин, подполковник П.Е. Филоненко, контр-адмирал А.В. Трипольский, летчик-космонавт В.И.Рождественский.
Девять специалистов водолазного дела стали лауреатами Государственной премии.
Водолаз А.Ф. Символоков удостоен звания Героя социалистического труда.
За 120-летний период (с 1882 по 2002 гг.) существования Государственной школы водолазов выпущено свыше пятидесяти тысяч водолазов-профессионалов и свыше четырехсот шестидесяти водолазных специалистов, подготовка которых велась с 1882 по 1962 гг. Из них: сто сорок специалистов подготовлено с 1882 по 1917 гг., порядка двухсот выпущено с 1918 по 1940 гг. и около ста двадцати водолазных специалистов пришли служить на флота России из стен Водолазной школы с 1941 по 1962гг. В дальнейшем подготовка водолазных специалистов велась в высших мореходных училищах.
С 1963 по 1974 гг. будущие водолазные специалисты приобретали знания в ВВМИУ имени В.И. Ленина. За этот период было подготовлено двести восемь водолазных специалистов с отличной профессиональной выучкой. С 1975 года обучение на водолазных специалистов проводится в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (ныне – Военно-морской инженерный институт), в стенах которого уже подготовлено четыреста двенадцать специалистов.
Закончился заминированный XX век, и какой бы ни была Россия – это наша Россия и нам предстоит ее разминировать на суше и в ее океанских глубинах.
Текст: Владимир Карпичев
Фото: Александр Аристархов
Архивная статья из № 3 (45) за 2006 г.
Метки: Первая в мире Водолазная школа, Путешествия, Россия...