Архивная статья из № 3 (45) за 2006 г.
«Уважаемые пассажиры, в наш правый мотор залетела морская чайка, и он поврежден. Мы вынуждены вернуться в аэропорт Амстердама. Сейчас мы сбросим топливо над океаном и через час сядем на землю», – голос капитана Боинга-747 авиакомпании КЛМ, уже вылетевшего в Манилу, прозвучал как гром среди ясного неба.
Стало страшно – не потому, что мотор поврежден, а потому, что у нас была стыковка в Маниле на рейс Интерконтинентальных авиалиний на Палау и остров Яп. Оставалась надежда, что капитан перестраховался, нас заправят, и мы снова вылетим на восток. После посадки самолета и осмотра двигателя худшие опасения подтвердились: поломка оказалась серьезной, и наш рейс задерживали до утра. Это означало, что мы прилетаем в Манилу в то время, когда наш рейс улетает на Палау. Следующий рейс на Палау состоится только через неделю… Так необычно началось путешествие дайверской группы Подводного клуба МГУ в эту удивительную экзотическую страну в самом сердце Тихого океана.
К счастью, все обошлось: ценой неимоверных усилий наших партнеров рейс из Манилы задержали до нашего прибытия, и мы в лихорадочной спешке прошли регистрацию и успели-таки на свой самолет – правда, не без потерь: весь багаж с подводным снаряжением добрался до нас только через два дня рейсом через Гуам.
Первым местом погружений стал остров Яп, расположенный между Филиппинами, Палау и Гуамом и являющийся частью Каролинского архипелага. Этот крохотный штат Микронезии состоит из трех островов, разделенных узкими естественными каналами. На одном из них живут люди, и есть некая государственная инфраструктура. Коренные жители по предположениям ученых имеют малазийское происхождение, разговаривают на особенном япийском языке, торгуют между собой древними каменными «деньгами» и ведут простой образ жизни: ловят рыбу, собирают съедобные растения и плоды, а некоторые получают зарплату на государственной службе.
Изюминка погружений на Япе – манты. Огромные грациозные скаты живут здесь круглый год, независимо от сезона и погоды. Каждое утро они приплывают на так называемые «очистные станции», где маленькие рыбки очищают их от паразитов. Мы пробыли на Япе только три дня, и все утренние погружения проводили на «станциях», с благоговением наблюдая за удивительными созданиями, величаво проплывающими над нашими головами, фактически касаясь их белоснежными крыльями. Кроме наблюдений за мантами, дайв-центр предлагает погружения на окаймляющих коралловых рифах, вдоль отвесных стен, в пещеры, гроты, сплавы по течению и, конечно же, козырное погружение с кормлением акул. Гостей центра рассаживают на скале как в амфитеатре и на конце, прямо над их головами, спускают под воду замороженную рыбу. Многочисленные серые рифовые акулы сплываются сюда, почуяв добычу – и начинается шоу…
Три дня на Япе прошли в интенсивной насыщенной программе: по 4-5 погружений в день, поездки в глухие деревни в джунглях, экскурсии на каноэ в мангровых зарослях.
Как всегда, времени не хватило, чтобы обнырять все возможные места и в полной мере почувствовать всю красоту и особенность острова Яп. Но членов клуба ждала впереди неделя в Республике Палау!
Острова Палау – это классический коралловый атолл с большой мелководной лагуной посредине. В лагуне покоится японская флотилия из 60 кораблей, разбомбленных американскими ВВС в 1944 г. На судах до сих пор лежат атрибуты Второй мировой: поросшие кораллами карабины с автоматами, каски, противогазы, неразорвавшиеся снаряды, пулеметные ленты и прочее. Здесь также много самолетов, многие из которых лежат на глубине 2-3 м.
С внешней стороны лагуны риф обрывается вертикальными стенами на большую глубину – на сколько именно метров, никто не знает. Это идеальное место для глубоководных декомпрессионных погружений, ибо абсолютно вертикальный свал уходит глубоко в бездну и тает в темноте – и это при том, что прозрачность на внешних рифах достигает 40 м! Однако техническими погружениями здесь вообще никто не занимается, несмотря на то, что большая часть ныряльщиков – американцы.
Коралловые рифы на Палау впечатляют даже самых опытных дайверов, будучи сплошь покрыты яркими мягкими кораллами, горгонариями и ажурными колониями акропоровых кораллов. По рифам ползает великое множество самых экзотических беспозвоночных: гигантских офиур «Голова Горгоны», разноцветных голожаберников, крупных плевробранхий, морских звезд и ежей, крабов и креветок. На кораллах пасутся стада здоровенных шишколобых попугаев и парочки спинорогов. В толще воды парят стаи барракуд и джеков, носятся тунцы, марлины и макрель и, конечно, акулы. Пожалуй, самая сильная ассоциация от погружений на Палау – серые рифовые акулы, большие и не очень, следующие за дайверами, с любопытством их рассматривающие и подплывающие подчас настолько близко, что у некоторых не выдерживают нервы. Никакие объяснения, что акулы не нападают на людей и плавают рядом исключительно из естественного любопытства, не уменьшают страх, навеянный многочисленными ужастиками на ТВ и в литературе.
Палау известно как место с невероятным разнообразием мест погружений: светлое мелководье лагуны, крутые внешние рифы, сплавы по течению в каналах, затонувшие суда и самолеты, сталактитовые пещеры, пелагические погружения в толще воды, ночные наблюдения за распустившимися кораллами…
Здесь много пещер, но большинство из них неизвестны и непройдены. Самая известная пещера канделябров находится на мелководье – фактически на уровне воды. Вход в пещеру – на глубине 2 м, в ней четыре основных воздушных купола, с крыш которых свисают огромные сталактиты. В пещере темно, но заблудиться уже невозможно, и боковых лабиринтов нет, поэтому плавать между сталактитами можно и несертифицированным пещерникам.
Правительство Палау очень трогательно и внимательно относится к природным богатствам. Многие острова имеют статус заповедников и полностью закрыты для визитов на неопределенный срок.
Это, безусловно, благотворно сказывается на здоровье и богатстве местного подводного мира.
Население всех штатов Палау цивилизованно – особенно по сравнению с многими окружающими микронезийскими островами. Сказывается влияние военизированных держав: сначала Германии, затем Японии и, наконец, Америки. С тех пор, как авиация приобрела важное значение в ведении войн, райские острова превратились в перевалочный плацдарм Тихого океана. Господство над Палау означало господство над Тихим океаном. Именно здесь велись самые жаркие бои между Японией и США во Вторую мировую войну за авиазаправочные станции и взлетно-посадочные полосы. Следы войны в виде ржавой разлагающейся техники остались и под водой, и на земле, в джунглях. Когда несешься на катере между дикими островами, нет-нет, да и мелькнет в прибрежной листве японский дзот или ствол пушки, до сих пор зияющий жерлом из пещеры…
Мы улетали с Палау, словно из тропической сказки в объективную реальность. Впрочем, все равно было весело, ибо мы улетали, чтобы планировать новые подводные экспедиции и романтические путешествия. Их у Подводного клуба МГУ очень много – по всему миру, от Северного Полюса до Антарктики, от Австралии до Аляски. Ведь подводные приключения уже стали для нас не просто хобби, а стилем жизни.
Текст: Дмитрий Орлов (Президент Подводного клуба МГУ)
Фото: из архива Подводного клуба МГУ
Рубрики: 3(45)2006, Архив, Путешествия
Метки: Остров Палау, Путешествия, Страна...