RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(42)2005 » Острова. Приморье

Просмотров: 5 878
Об авторе
Автор статьи:

Острова. Приморье

Архивная статья из № 6 (42) за 2005 г.

Собираясь на Дальний Восток, почему-то вспоминаю немного измененные слова классика мировой революции: «Владивосток город нашенский, но далеко…»

Действительно, на перелет Москва-Владивосток уходит около девяти часов. Плюс еще, как минимум, час на получение багажа в аэропорту и час на дорогу до города. Но предприятие стоит затраченного времени и средств, поскольку Японское море практически единственное из морей средних широт, в котором сосредоточено такое многообразие морской жизни.

В южном Приморье осень – одно из лучших времен года. В это время меняется направление доминирующих ветров и устанавливается теплая солнечная погода. В то время как в центральной России уже холодно и часто идет дождь, в Приморье наступает настоящая золотая осень, когда практически все деревья стоят в разноцветном осеннем убранстве. Этот период с середины сентября до середины октября является лучшим временем для совершения погружений в прибрежной зоне. Температура воды – +18-23 градусов Цельсия, термоклин залегает на глубине 15-18 м, видимость до 15 метров. Наибольшей популярностью у дайверов пользуются 5- или 7-мм костюмы, а также перчатки и наколенники, усиленные кевларом. Последнее просто необходимо, если погружения планируются заходом с берега, поскольку прибрежные камни часто покрыты друзами усоногих раков-балянусов, края раковин которых остры, как бритвы, и могут при неосторожном движении сильно поранить кожу или костюм. Кроме этого, неопытного пловца может подстерегать и другая опасность в виде черного морского ежа.

Невооруженный морской еж сам по себе является довольно обычным и безобидным представителем дальневосточных морей. Летом его часто достают из воды мальчишки, ныряя с маской возле каменных свалов. Тело ежа покрыто длинными острыми иглами, которые легко обламываются, особенно если по неосторожности наступить на него. Иглы покрыты ядовитой слизью, поэтому пораженное место начинает сильно болеть и быстро воспаляется. Вытащить застрявшую иглу практически невозможно, поскольку она легко ломается и причиняет еще большие страдания. Наилучшим способом избавления, хотя совсем не быстрым, можно считать помещение раненной конечности в крепкий и теплый раствор поваренной соли, в котором игла постепенно выходит.

В южном Приморье есть практически все, что может привлечь ныряльщика с самыми взыскательными требованиями. Это и богатый животный мир, представленный редким разнообразием морских беспозвоночных. И красивые природные образования в виде колонн, гротов и пещер, а также следы цивилизаций, живших на дальневосточных берегах с доисторических времен. Количество затонувших в дальневосточных водах кораблей трудно поддается подсчету, здесь нашли свою последнюю стоянку военные и гражданские суда самых разнообразных видов и систем, построенные за последние сто лет.


Для организации погружений лучше всего воспользоваться услугами местного дайв-центра, во Владивостоке представлены основные подводные ассоциации, а также российская водолазная система обучения. На мой взгляд, наиболее крупный – магазин приключений «Босфор-V», объединяющий дайв-центр, клуб и магазин подводного и туристского снаряжения. Для погружений преимущественно используются стальные 15-литровые баллоны, но также есть выбор 12- и 10-литровых. Вентили на баллонах универсальные, поэтому проблем с адаптерами не возникает. Если необходимо, то можно заказать найтрокс. Все арендное снаряжение в очень хорошем техническом состоянии и обновляется каждый год.


Погружения в районе города малоинтересны, поскольку дно в прилегающей акватории из-за впадения крупных рек в Амурский залив илистое или песчаное. Самые интересные объекты для погружений в городской черте – провалившиеся под лед транспортные средства, на которых беспечные горожане выезжали на зимнюю рыбалку. Несмотря на это в водах Амурского залива можно встретить тихоокеанского морского гребешка, дальневосточного трепанга, мидию Грея а также большое разнообразие морских звезд.


В Уссурийском заливе, преимущественно в части бухты Муравьиной мелко, глубина в 200 метрах от берега не достигает и двух метров. Дно песчаное, изредка оживляемое островками морской травы, к которой часто приходят маленькие стайки крупной красноперки. По побережью, ближе к городу, есть скальные выходы, а также искусственные рифы (противодесантные заграждения постройки 1930-1940-х годов). Практически все они находятся на малых глубинах (до 6 метров) и доступны для плавания в комплекте №1, являясь неплохим местом для подводной охоты. Около рукотворных бетонных заграждений можно встретить крупного терпуга, минтая или желтоперую лакедру.

Самое желанное место для дайвера – это островные территории залива Петра Великого. На островах возможности для дайвинга практически не ограничены, поскольку их природа и окружающая акватория в отличие от города не испытывала выраженного антропогенного влияния (до 1990-х годов острова представляли собой закрытую военную зону). Кроме того, в прилежащих водах расположено множество естественных скальных рифов и отдельно стоящих скал – кекуров, являющихся домом для большого количества морских обитателей.

Для проведения интересных погружений очень хорошо подходят полуостров Шкота на южной оконечности острова Русского, красные скалы островов Верховского и остров Карамзина, как наиболее доступные дайв-сайты с богатым подводным миром, переход на которые занимает от 30 минут до часа в зависимости от скорости катера. Во время перехода можно осмотреть южную оконечность острова Русский, а также береговые артиллерийские батареи, возведенные в начале XX века после русско-японской войны.

Полуостров Шкота имеет искусственное происхождение. В начале XX века небольшой островок был соединен дамбой с островом Русский. На образованном полуострове была размещена артиллерийская батарея, защищавшая южную часть подступов к городу.


Ее возведение стало насущной необходимостью после обстрела Владивостока японской эскадрой зимой 1904 года, когда в нарушение всех предписаний японские военные корабли подошли не днем со стороны укрепленного Амурского залива, а ночью, да еще с той стороны побережья, где не только береговых батарей не было, но и вообще было безлюдно. Совершив маневр, японцы безнаказанно обстреляли город и ушли. Трудно представить, как могла бы повернуться история, если бы после успешного артобстрела (было разрушено здание морского штаба) японцы смогли бы развить наступательную инициативу, поскольку в порту Владивостока в тот момент стояло только два крейсера, один из которых был поврежден, а орудия береговых батарей мыса Басаргина и Назимова находились в небоеспособном состоянии…

Погружения проводятся недалеко от берега на притопленных каменных столбах – кекурах. Средняя глубина 18-19 метров, течение слабое, а видимость в зависимости от погоды составляет 15-20 метров. Уже с поверхности виден живой ковер из морских лилий. Эти мягкие полипы больше всего напоминают садовые цветы. Среди них встречаются и белые, и темно-коричневые, и желтые, с тонкими и толстыми щупальцами, колышущимися в течении. Осенью к каменистым берегам подходит для нереста морской окунь – терпуг. Его темно-синие силуэты проносятся в разных направлениях на расстоянии вытянутой руки. На каменных уступах «пасутся» трепанги, присутствие которых выдают колбаски переработанного песка и ила, а также гребешок Свифта, или каменушка. Этот моллюск – близкий родственник тихоокеанского морского гребешка, но в отличие от него он предпочитает жить на каменистых россыпях. При опасности каменушка сильно сжимает створки, тем самым надеясь на защиту раковины, однако в случае нападения морской звезды такая тактика помогает мало и лучистая хищница все равно съедает моллюска. Раковина гребешка Свифта очень красивая благодаря выступающим радиальным гребням, что делает ее похожей на лапку. Взрослые раковины покрыты различными морскими паразитами, такими как морские желуди или трубчатые черви, но маленькие практически совсем чистые и часто идут на изготовление сувениров и украшений.

Под камнями можно встретить тихоокеанского осьминога. По размеру он гораздо крупнее своих средиземноморских и атлантических родственников и более активен в светлое время суток. Убежище осьминога можно найти по пустым створкам раковин около входа. Размах щупалец тихоокеанского осьминога может достигать пяти метров, а масса – до 30 килограммов. Но такие гиганты встречаются редко, предпочитая большие глубины. Осьминог практически не агрессивен и иногда охотно вступает в предложенную игру. При опасности предпочитает уплыть или затаиться.

Острова Верховского, которые располагаются в юго-западном направлении, открыты и обследованы в 1862-1863 гг. экспедицией корвета «Калевала» и названы по фамилии члена экипажа Владимира Павловича Верховского (1837-1917). Острова представляют две группы голых остроконечных скал красного цвета, между которыми проходит глубокий пролив. Высота наибольшего из островов 27,3 м. От него же к западу отходит риф. Острова облюбованы морскими птицами, такими как чайки, кайры и бакланы. Баклан – крупная морская утка черного цвета с коричневым или синеватым отливом. Эта довольно сильная птица питается рыбой и при удачной кормежке наедается до такого состояния, что просто не может взлететь с поверхности воды.

Во времена славного Тихоокеанского флота эти острова безнаказанно использовались корабельной и береговой артиллерией в качестве мишеней, поэтому их современный внешний вид во многом – результат воздействия человека. Примечательной особенностью этого дайв-сайта является наличие разнонаправленных течений, возникающих в проливах между островами, глубина пролива между которыми составляет 15-30 метров. В расщелинах сразу видно орудие формирования местного ландшафта – это 180 мм артиллерийский снаряд, один из многих, выпущенных по острову во время военно-морских учений. Поскольку снаряды и болванки попадаются с завидным постоянством, быстро понимаешь, что раньше вид островов был совсем другим, да и размеры – больше. Поднявшись немного, попадаешь в течение, которое само несет тебя вокруг малого острова. На камнях можно увидеть больших кукумарий – морских голотурий, ведущих оседлый образ жизни, а также роговые кораллы – дендрокорины, в ветвях которых прячутся мелкие рыбки. Кукумария – съедобный гидробионт, используемый в восточной кухне, только процесс приготовления у нее очень сложный, поэтому если не знаком с рецептом, лучше ее не трогать.

Плавать в течении возле островов Верховского довольно интересно, поскольку на разных глубинах направление течения меняется, и если правильно подбирать поток, то можно перемещаться практически не используя ласты. Поздней осенью к островам Верховского подходят камчатские крабы.


Остров Карамзина (Филадельф Филадельфович Карамзин – мичман, участник экспедиций на корветах «Новик» и «Богатырь» 1840-1866 гг.) – скалистый, с круто уходящими вверх стенами остров, колония несметного количества чаек и единственное в России место гнездования пестроголового буревестника, с 1984 года имеет статус заповедника. Остров очень интересен для ныряния, поскольку представляет самые разнообразные возможности. С юго-западной и южной сторон есть несколько отвесных стенок, богатых живностью, на западной стороне имеется красивая арка и небольшая пещера. Рядом с островом затоплен японский эсминец времен Второй мировой войны и гражданское судно примерно того же периода. Конечно же, это не следствие морского сражения. Корабли закончили свой путь в качестве артиллерийских и авиационных мишеней. Особенно ясно это видно при погружении на гражданский пароход, рядом с которым на дне лежит большое количество неразорвавшихся авиационных бомб.

Первое погружение проводится по стенке, на которой растут группы белых актиний. В расщелинах прячутся коричневые ерши, подозрительно оглядывающие пришельцев. Среди зарослей белых актиний яркими красными пятнами выделяются кувшинчики асцидии пурпурной. Это примитивное морское животное – очень близкий родственник позвоночных, поскольку его личинка представляет свободно плавающий организм, имеющий хорду. Во взрослом состоянии асцидия представляет собой оседлое существо, прикрепляющееся к камням. Ее тело как бы эластичный мешок, в котором можно различить вход, расположенный на верхушке, и выход, находящийся немного сбоку. Питается асцидия, активно профильтровывая воду через большую сетчатую глотку, расположенную внутри тела, планктон оседает в глотке, а вода выбрасывается наружу. Нервная система у асцидии примитивная, на любое механическое раздражение реагирует все тело, асцидия закрывает отверстия и сжимается. Это помогает сохранить асцидии воду в том случае, если внезапно оболочник окажется вне воды.


На камнях можно встретить очень забавную рыбу, которая больше всего похожа на кусок пожарного шланга. На голове рыбы венчик чувствительных отростков, тело почти черного цвета, хвостовой плавник совсем небольшой. Это один из местных эндемиков – мохоголовая собачка Шнайдера. Она активный хищник, но для человека абсолютно безобидна и при встрече старается сразу же отплыть в сторону. На каменистом дне лежат крупные черно-белые морские звезды – диоластерии.

В отличие от часто встречающейся в прибрежной зоне малиновой амурской морской звезды диоластерия более крупная, 30-50 см в диаметре и имеет почти круглое сечение луча, в то время как у амурской звезды оно треугольное. Рядом встречается и другая морская звезда, не уступающая по размерам диоластерии, но кирпичного цвета – «сетчатая» эвастерия. В свое время эти морские звезды встречались довольно часто даже на городских пляжах, но вылавливаемые ныряльщиками, с 1970-х годов стали редкими. Лучи «сетчатой» эвастерии немного сужаются к основанию, что выделяет центральный диск тела. В качестве сувениров морские звезды брать не рекомендуется. Неправильная сушка, без применения формальдегида, приводит к разрушению скелета и от морской звезды остается только кучка составляющих его известковых спикул. Лучше ограничиться внешним осмотром или фотографией.

***

Погружение к эсминцу производится после отдыха на борту бота, поскольку осмотреть весь корабль, который лежит на глубине от 30 до 7 метров, за короткое погружение довольно проблематично. На глубине 27 метров проходим термоклин, и температура воды сразу падает с 19 до 13 градусов, под термоклинном вода темная, тяжелая и прозрачная.

Подходим к носовой части, корпус корабля покрыт наростами мидий Грея, в обшивке зияют пробоины. Эсминец лежит с креном на бок, кормой к берегу, поэтому носовая часть находится глубже всех. На носовой палубе видна турель главного орудия в виде большой круглой шестерни, через которую просматривается тьма внутренних помещений корабля. Надстройки судна сильно разрушены и представляют собой сплошное переплетение труб, обшивки, балок, обросших морскими обитателями. В этом месте, видимо, имелось несколько попаданий снарядов, так как в нескольких местах корпус сильно поврежден и через зияющие проломы видны остатки внутренних коммуникаций, двигателей, нагромождение каких-то конструкций. Пробоины корпуса обжиты вездесущими морскими ершами, превратившими ржавое железо в свой дом.

Поднимаясь к корме, встречаем метровую «волосатую рогатку», удобно расположившуюся на ржавом шпангоуте вниз головой. Это крупная рыба, с огромной пастью, похожая на бычка и являющаяся его ближайшей родственницей. Большая голова покрыта волосками и наростами, что и дало название. Это хищник типично засадного направления. Рогатка атакует жертву, прячась среди камней и морской растительности, в чем ей очень сильно помогают кожные выросты. Дайверов рогатка подпускает очень близко и старается оставаться на месте вплоть до того, что ее можно потрогать или поймать за хвост. До настоящего времени существуют разногласия, к какому семейству причислить эту рыбу – к семейству окуней или к скорпенам, так как присутствуют признаки обоих. Корма эсминца зарылась в грунт, но лопасти больших корабельных винтов еще видны и выглядят довольно живописно. Немного поплавав вокруг и выдержав остановку безопасности, поднимаемся на поверхность к нашему боту.

Время, проведенное на островах, пролетает быстро. Невозможно за одну неделю осмотреть все достопримечательности залива Петра Великого. Хочется посетить острова Дальневосточного морского заповедника, на которых древние жители Приморья строили морские порты и возводили храмы, поискать пиратские сокровища возле острова Попова, где в конце XIX века была база китайских морских разбойников, посмотреть на красные пляжи острова Рейнеке во время цветения диких маков, и многое-многое другое…

Текст: Сергей Гуляев
Фото: Александр Аристархов, Сергей Гуляев

Рубрики: 6(42)2005, Архив, Путешествия

Метки: , , , , , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111