Архивная статья из № 6 (42) за 2005 г.
В 2004 году завершены съемки полнометражного художественного кинофильма «Бегущая по волнам».
Картина выйдет на экраны России в 2005 году – в год 125-летия со дня рождения Рыцаря Мечты – замечательного писателя-романтика Александра Степановича Грина.
Прежде чем продолжить беседу о фильме, задумался об Александре Грине – человеке трудной судьбы, писателе светлом. Открывая Грина, я ощущаю со страниц порывы штормового ветра, соленые брызги далеких морей и с легкой грустью погружаюсь в годы юности, оставляя за бортом запыленные бездушные города со спешащей безразличной толпой, от которой веет холодом.
Грин дарит очищающую бирюзовую волну Мечты, пронизанную ярким волнующим светом, дарит Надежду, идущую при полном ветре под упругими парусами. Он упрямо зовет на дорогу Чести и Совести – совершать Добрые открытия. Грин штормовыми волнами будоражит задремавшее сердце…
Петербург для Александра Грина стал началом его творческого тернистого пути, городом, в котором он в глубинах своей души обнаружил тот оселок, на котором оттачивал Блистающий мир загадочной литературной страны «Гринландия» с портовыми таинственными городами – Зурбаган, Гель-Гью, Лисс, с шумными гаванями, заполненными лесом корабельных мачт, невиданными сказочными бухтами и заливами, с Проливом Бурь и островом Рено…
В 1906 году в Петербурге у Александра Грина состоялся писательский дебют, однако, в 1924 году Грин прощается с Петербургом и переезжает в Крым. 10 мая 1924 года Александр Грин прибыл в Феодосию и спустя некоторое время поселился в доме на улице Галерейной. Сейчас в этом доме находится музей Александра Грина. Крымский период жизни – это пора творческой зрелости писателя. С упоением и вдохновенно работалось Грину в Крыму…
Александр Степанович Грин родился 23 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. Детство его было нерадостным. Окончив городское ремесленное училище, с чемоданчиком и фактически без денег он отправился к своей мечте – далекому и загадочному, свободному и непокорному морю…
8 июля 1932 года писатель в бедности скончался в Крыму, в городке Старый Крым, где проживал последние годы. Похоронен он на местном кладбище. В домике, где умер Александр Степанович Грин, спустя годы был открыт музей.
Рыцарь Мечты по жизни шел тернистым путем – работал грузчиком, золотоискателем, землекопом, бродяжничал с цирком, был матросом, солдатом-добровольцем, но стал известным писателем-романтиком…
Мечта разыскивает путь, –
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, –
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь –
Открыты Все пути.
А. Грин, «Движение»
Киносценарий «Бегущая по волнам» сначала легким бризом потревожил мою душу, а потом штормовой волной ворвался в ее глубины и, захватив, нес ее на гребне по морским таинственным просторам до последнего дня киносъемок. Я вновь вместе с моим другом с детских дней Александром Грином штормовал в загадочных морских просторах, перечитывал «Блистающий мир» и «Алые паруса»…
Взволнованный, с трепетным сердцем восхищался Морской Девой – Фрези Грант, бегущей по волнам бесконечного моря в прозрачных, сверкающих бело-голубых одеждах, сотканных из морской пены и звездного света, покрывающих волшебный гибкий стан. Очаровательное лицо и глаза Фрези Грант под незримой вуалью загадочной улыбки вызывали непонятное волнение, желание бесконечно любоваться ее проникающим в глубины сердца образом.
Автор оригинального сценария «Бегущая по волнам»– Георгий Николаев, режиссер-постановщик – Валерий Пендраковский, оператор-постановщик – Григорий Яблочников и значительная команда других действующих лиц, что в целом составляет съемочную группу.
В съемках под водой работали интересные молодые актеры, и с ними – старый «морской волк» Капитан Дюк, с капитанскими заботами которого великолепно справился замечательный актер Алексей Васильевич Петренко.
Роль Грэма – основного героя фильма – исполнил Андрей Бирин. Исполнительницей главной женской роли стала Диана Морозова – фотогеничная молодая актриса исполнила роль Дэзи. Смешливого Кролика Бутса сыграл Евгений Кулаков, а спортивного Шапито – Артем Мазунов.
В своем кратком рассказе о фильме я постараюсь отобразить действия только тех героев, которых автор сценария погрузил под воду. Хотя сценарий и написан по мотивам произведений Александра Грина, по сути – это самостоятельное произведение, в котором герои следуют путем, избранным автором сценария.
…Тренировки с группой актеров, которые будут сниматься в фильме, закончены.
18 августа прибыл в Севастополь. Как-то само собой получается, что мои подводные маршруты систематически проходят через глубины очень русского, любимого мной города. В этот же день с трех часов дня и до заката солнца провел с актерами в прибрежной зоне внешнего балаклавского рейда заключительные перед съемкой тренировочные погружения. Получалось у ребят не все, что необходимо для съемок, но и это уже было неплохо. За незначительный срок подводной подготовки молодые актеры достигли хороших результатов. Они спокойно действуют под водой на задержке дыхания, фотогеничны, и, главное, уверенно на глубине работают на кинокамеру.
С 19 по 21 августа в районе намеченных съемок – у мысов Айя и Фиолент – море штормило, поэтому тренировки проводили в районе Херсонеса. 22 августа с режиссером фильма Валерием Пендраковским, с актерами и группой подводных киносъемок в 9.00 вышли из Балаклавской бухты в открытое море на выбор подводной натуры для окончательной проверки в подводных условиях всего съемочно-подводного оборудования и снаряжения, фрагментов подводной декорации, и, конечно же, подводной кино- и фототехники.
Первое погружение у мыса Фиолент – испытание средств обеспечения и проведение самой подводной съемки – прошло удовлетворительно. Мелкие неисправности устранили на месте. Радует стабильная работа подводной кинокамеры.
Ближе к вечеру обнаружили под водой затопленное судно. Объект удовлетворяет сценарному замыслу, нет необходимости строить сложную дорогостоящую декорацию. Обсудили с режиссером подробности и решили снимать. Видимость хорошая, мягкое и ровное вечернее освещение создает суровую подводную обстановку. Все вместе с затопленным судном удовлетворяло творческий замысел. Даже сняли некоторые подводные актерские сцены, в которых актеры работали уверенно и ровно. Спокойно работала операторская группа подводников. Вместе с кинооператором Григорием Яблочниковым профессионально справлялись со своими обязанностями Валерий Чуфаров и Юрий Левченко.
В гостиницу в Севастополь вернулись ночью, и без промедления в номере у режиссера просмотрели отснятый материал. Результаты превзошли наши ожидания. Даже мы с Григорием остались довольны, хотя всегда на подводных съемках что-то хотелось бы снять по-другому.
Моя длительная кинематографическая практика показала – если первый день съемок прошел успешно, актеры работали вдохновенно, съемочная группа со знанием дела воплощала художественные задачи, а техника работала стабильно, то дальнейший съемочный подводный период принесет интересный результат, который, как правило, значительно усиливает художественное произведение в целом.
И что еще очень важно – с первого дня съемок у нас, подводников, сложились хорошие творческие взаимоотношения с Валерием Пендраковским, основанные на доверии и взаимопонимании. Подводные съемки проходили в спокойной обстановке, что, несомненно, способствовало общему результату.
С 23 августа приступаем к активным съемкам под водой. Выезд из Севастополя в Балаклаву обычно в 07.00, а в 08.30 приходим к месту съемок. На катере, с которого совершали погружение, команда была наработана с толковым капитаном Петром Романским. Являясь хорошим моряком, капитан грамотно выполнял наши требования, порой с определенным риском, и будучи аквалангистом, он знал подводную натуру у мысов Айя и Фиолент, что значительно упростило определение мест для проведения киносъемок.
Съемки заканчивали с заходом солнца, так как порой необходимо было снимать в вечернем сумраке. В балаклавскую бухту катер заходил уже под звездными фонарями. В таком режиме работали до последнего августовского дня, пока хлопушка не закрылась на завершающем подводном кадре…
…К месту поиска золотой цепи подходит шхуна «Морская звезда», отдает адмиралтейский якорь. Камера фиксирует падающий якорь, подводную часть корпуса шхуны, обросшую водорослями и мелким балянусом, и провожает якорь, уходящий в глубину темнеющих вод. Надежно зацепившийся лапой за грунт якорь показан крупным планом. Далее из морской глубины камера улавливает прыгающих в море со шхуны четырех пловцов.
Легко, без напряжения Дэзи проплывает в таинственных глубинах. Как бы через ее глаза камера фиксирует удивительное подводное ущелье, гроты и арки, скальные выступы, заросшие густыми водорослями. Плывущую в глубине Дэзи пытается догнать Грэм, а в голубой дали видны еще два пловца, они все ближе и ближе, и мы узнаем Шапито и Кролика Бутса.
Грэм подплывает к Дэзи, и они исполняют подводный танец счастливых молодых людей, грациозно перемещаясь в невесомости красочного подводного мира, с нежностью придерживая друг друга…
Проходят динамичные, полные драматических приключений часы. Наши герои, захваченные поиском золотой цепи, оказались на шхуне «Морская Звезда» у не обозначенного на морских картах острова. Шхуна, потрепанная свирепым штормом, укрылась от яростных волн в красивой уютной бухте, встав на якорь. В глубине бухты команда увидела выброшенную на берег яхту, в которой капитан Дюк узнал «Бегущую по волнам»…
…По веревочной лестнице со шхуны в шлюпку спускаются Дэзи, Грэм, Шапито и Кролик Бутс. Капитан Дюк остается на шхуне. Шлюпка отходит от шхуны в направлении берега…
Вновь съемка под водой. Шапито осматривает якорь «Бегущей по волнам», зацепившийся за звенья массивной старой, заросшей ракушками, словно окаменевшей, цепи. Глубина незначительная, видимость отличная. Мы видим удивленные, широко раскрытые глаза Шапито.
После событий на берегу, которые вы увидите при просмотре кинокартины, шлюпка возвращается к «Морской звезде» и вместе с капитаном Дюком вновь подходит к месту, где нырял Шапито.
Все прыгают со шлюпки, в том числе и Дюк, и плывут под водой.
На грунте, рядом с якорем, чуть прикрытое светлым песком виднеется что-то похожее на цепь.
Подплывшие к долгожданной находке Кролик Бутс, Шапито, Грэм, Дэзи и Дюк, собравшись вместе, пытаются приподнять ее или хотя бы разглядеть. Но они только мешают друг другу, баламутя воду, и, убедившись в тщетности своих усилий, всплывают на поверхность.
Вода постепенно успокаивается, муть оседает и ныряльщики появляются снова, убежденные, что длительные поиски привели их к заветной цели. Теперь они поступают разумно. Один из них опускается вниз с канатом в руке и крепит его к последнему звену цепи. Все плывут к «Морской звезде», стоящей неподалеку. В руке у Шапито канат…
Подводные съемки завершены, но съемки кинокартины «Бегущая по волнам» продолжались до конца 2004 года.
Думаю, зритель не пожалеет о встрече с героями фильма, пройдя с ними по штормовым маршрутам свободного и непокорного Океана.
А у меня глубокой осенью и в декабрьские дни 2004 года вновь состоялась встреча с Севастополем. В его прибрежных бодрящих глубинах с киевской киногруппой снимали фильм «Портрет, написанный глубиной», который доснимали в Петербурге уже в 2005 году.
Январь. Ночь. Над Петербургом метель. В переулках буянит штормовой ветер. Из снежной мглы вынырнула сутулая, худая фигура в темном узком, застегнутом наглухо пальто, напоминающая гриновский образ, и исчезла в снежном тумане за тускло мерцающим светом фонаря.
Закончилась киносъемка моего семьдесят четвертого фильма о суровой, загадочной, неотвратимо манящей планете Океан. Рассказаны истории о необычном подводном мире, о добрых и сильных мужчинах, открывающих тайны морей. Но будут иные истории о пока еще неведомых во многом океанских глубинах. О них расскажут другие.
Доброй ночи, друзья!
Не одиноко ли вам на лютых дорогах России?
Мне пора, я спешу.
Прощайте.
Текст: Владимир Карпичев
Фото: Борис Шаршунов
Метки: Синема...