Архивная статья из № 3 (39) за 2005 г.
Совет по делам акул Наталя (The Natal Sharks Board) – наверное, единственная в своем роде организация, которая занимается защитой людей от нападения акул, а также защитой акул от истребления людьми.
Уже более тридцати лет здесь ведутся исследования различных видов акул, а также разрабатываются способы защиты от их атак. И хоть территориально Совет расположен в провинции Квазулу-Наталь, его сотрудники проводят работу по всему миру – там, где возникает опасность встречи с акулами.
Акула! У многих перед глазами моментально возникнет образ чудовища, которое с раскрытой пастью несется, хватает и пожирает. Устрашающая картина, во многом навязанная художественными фильмами… Поспорить сложно, еще сложнее представить эдакую милашку – ласковую и добродушную… Да, добродушная акула – это уже из области научной фантастики. А в жизни – это стремительный, грациозный, гибкий и удивительно загадочный хищник, пугающий и завораживающий одновременно. И опасный, но от этого еще более привлекательный. Что еще может так пощекотать нервы, как дайв с акулами? Может, прогулка по саванне со львами и гепардами… да, но это на суше, а под водой – только акулы. Поэтому дайверы, да и просто охотники за острыми ощущениями, так стремятся попасть на встречу с большой белой в Южную Африку, посмотреть на нее сквозь прутья клетки. Или к берегам Австралии или Палау и Папуа–Новой Гвинеи – покормить рифовых акул. Но для простого пляжника появление акулы – это не увлекательный аттракцион, а серьезная опасность.
Воды у берегов Южной Африки – одно из самых известных акульих мест на планете. И если многие едут в ЮАР именно на встречу с акулами, то для местных жителей их присутствие в какой-то момент стало проблемой.
И не зря такая организация, как Совет по делам акул появилась именно здесь. Теплая вода (19-26°C), мягкий субтропический климат, вылизанный волнами берег – вот слагаемые туристской привлекательности Дурбана и прилегающей к побережью провинции Квазулу-Наталь. Однако ложкой дегтя в этом райском уголке стали нападения акул.
Уже в 1907 году городской совет Дурбана решил возвести огромные полукруглые ограждения, около 180 метров в диаметре, дабы защитить купальщиков от волн и сильных течений, а также от акул. Эти ограждения были сделаны из стальных свай и вертикальной стальной сетки между ними, но благодаря губительному действию прибоя и коррозии конструкций в 1928 году эти ограждения были разрушены. Следующие 11 лет не было каких-либо достоверных подтверждений того, что нападения акул стали проблемой в Квазулу-Натале.
Положение изменилось в 1940-м, когда на участке берега длиной 8 километров было зафиксировано пять нападений акул. В 1943 году побережье Дурбана стало печально известно благодаря все тем же акулам. За восемь лет – с 1943 по 1951 год – здесь было зафиксировано 21 нападение, семь из которых оказались фатальными.
Такое безнадежное положение привело к тому, что власти Дурбана решили использовать способ защиты побережья, который успешно применялся в Австралии с 1937 года: там крупноячеистые сети, заякоренные в зоне прибоя у нескольких сиднейских пляжей, не столько ловили крупных акул, сколько снижали вероятность нападения акул на пляжников.
В 1952 году семь таких сетей (каждая 130 метров длиной) были установлены вдоль пляжей Дурбана. В первый же год в сети попалось 552 акулы, но важнее было то, что ожидаемый эффект был достигнут, и с тех пор акулы не представляли опасности на пляжах Дурбана.
К сожалению, в других районах, столь привлекательных для пляжного отдыха на побережье Квазулу-Наталь, особенно к югу от Дурбана, ситуация не изменилась. Серия атак за короткое время (с декабря 1957 по март 1958-го) унесла жизни пяти человек! Эти события повлекли за собой массовый отъезд отдыхающих, что очень сильно сказалось на состоянии туристской индустрии всего региона.
В ответ на общественные возмущения и опасаясь финансового краха, в некоторых прибрежных городах власти попытались возвести ограждения в прибойной зоне, чтобы защитить пляжи и оградить акваторию для пловцов. Эти уродливые конструкции, сооруженные из гальки, проволоки и сетей, не выдержали штормового натиска волн и вскоре были разрушены. Как только не пытались защититься от акул! Для истребления их были даже привлечены корабли военно-морских сил. Известна попытка уничтожения акул с применением специальных глубинных бомб, но это привело к обратному результату, т.к. привлекло в регион еще больше акул, почуявших мертвую рыбу.
Наиболее логичным выходом из сложившейся ситуации было внедрение австралийского опыта не только в Дурбане, и в 1962 году специальные сети были установлены у самых крупных и посещаемых пляжей к югу и к северу от города. В это же время администрация провинции Наталь учредила орган, известный как Комитет по предупреждению нападения акул в Натале (Natal Anti-Shark Measures Board), в обязанности которого входило одобрение, контроль и внедрение мер по защите прибрежной акватории от акул. Сегодня это Совет по вопросам акул Наталя (Natal Sharks Board). До марта 1966 было всего 15 пляжей, защищенных сетями, которые обслуживались либо рыбаками, либо муниципальными работниками. На этом этапе сотрудники Совета по делам акул выполняли контролирующие функции, однако в 1974 году Совет начал выполнять работы по обслуживанию сетей и их установке, а с 1982-го – полностью отвечать за все противоакульи сети, установленные у побережья Квазулу-Наталя.
И сегодня одним из основных направлений работы Совета является защита береговой линии провинции от акул. 29 километров специальных сетей защищают побережье протяженностью в 320 км (38 пляжных зон). Большинство сотрудников совета обслуживают сети, выходя в море на 17 лодках. Команда выходит в море до восхода солнца, часто в штормовую погоду. Каждая сеть проверяется около 20 раз в месяц. Ее вытягивают на поверхность, осматривают целостность сети и наличие улова. Мертвых животных (если они не слишком разложились) отправляют на исследование в лабораторию совета. Всех живых рыб, даже потенциально опасных акул, выпускают, многих из них специальным образом помечают. Акулы редко попадают в сети в течение дня, считается, что в это время они находятся на большей глубине.
В связи с тем, что сети обрастают, их приходится менять каждые две-три недели. Часто волны и буруны запутывают сети и команде приходиться подолгу распутывать и расставлять их снова. В случаях, когда судовая команда не может справиться с поверхности, на помощь приходят дайверы, которые закрепляют и распутывают сети, поврежденные во время шторма. Эффективность таких сетей подтверждается снижением числа акул, которые появляются в этом районе, что значительно снижает вероятность встречи акулы и человека.
За последние 22 года ежегодно в сети попали от 593 до 2268 особей, в среднем 1250 акул в год. Больше всего акул попадает во время ежегодного сардиньего марафона – в июне и июле, когда огромные стаи сардин мигрируют с юга в огороженные сетями районы. Во время марафона стаи сардин сопровождает несметное количество разнообразных хищников, в том числе и акулы, которые загоняют стаи сардин на мелководье. В это время, во избежание попадания огромного количества акул и дельфинов, сети на пути следования рыб убирают. Также много акул попадается в летние месяцы, когда переполненные дождевой водой реки несут в море ил и осадочные породы…
В прошлом, во время миграции сардин, купание на пляжах было запрещено. Эта политика вызывала недовольство людей, желающих плавать, особенно когда сети извлекались из воды более чем на несколько дней. Как результат, Совет по вопросам акул ввел политику «дискреционного купания» (на собственный страх и риск), позволяющую людям купаться и кататься на доске на свое усмотрение, когда побережье не защищено сетями.
Во время ежегодного феерического природного представления, когда море пенится от обилия сардин и все, затаив дыхание, наблюдают за снующими бакланами, обучением в дельфиньих школах и лихорадочно поедающими рыбешек акулами и котиками, когда рыбаки с берега вытаскивают трепещущий улов корзинами на берег, Совет по делам акул активно участвует в сборе информации о местах, скорости и направлении передвижения стай сардин и сопровождающих их хищников.
Но это происходит только в течение одного месяца в году, в остальное время сотрудники совета осматривают сети, изучают пойманных рыб, трудятся над вопросом сохранения акул, проводят показы и обучение студентов и разрабатывают способы защиты от акул, которые одновременно защищали бы людей и не причиняли смертельный вред акулам.
И тут возникает закономерный вопрос: почему мы должны заботиться о сохранении акул? Дело в том, что бездумное и жестокое истребление акул привело к тому, что некоторые виды оказались на грани исчезновения. Акулы находятся на вершине пищевой цепи. Они идеальные хищники и играют важную роль в регулировании численности животных, которые являются их пищей. Кроме того акулы – представители уникальной и удивительной группы, они выжили, практически не изменившись, на протяжении 400 миллионов лет. Их численность напрямую зависит от деятельности людей. Обычно акулы растут медленно, период половой зрелости у них наступает достаточно поздно, они производят на свет малочисленное потомство. Это значит, что популяция акул восстанавливается очень медленно, и если не ограничить истребление этих удивительных рыб, они исчезнут.
В разные десятилетия объемы промысла акул были невелики, но уже в восьмидесятых годах прошлого столетия отлов их значительно вырос. Это стало результатом уменьшения объемов вылова традиционных промысловых рыб и ростом численности населения Земли, когда перед людьми встал вопрос поиска альтернативных источников пищи. И акулы стали явными кандидатами на пополнение рациона человека…
Однако более половины акул и скатов (их ближайших родственников) попадают в сети во время отлова других видов рыб, что очень сложно контролировать и предотвращать. Так, за последнее время в сети ежегодно попадает около шести миллионов голубых акул!
Но самой страшной причиной роста отлова акул стала возросшая популярность супа из акульих плавников – дорогостоящего деликатеса. Рыбаки продают акульи плавники значительно дороже, чем они могли бы продать акулье мясо. Это привело к безжалостному истреблению акул. Нередки случаи, когда у пойманной рыбы срезают лишь плавники, а тело выбрасывают обратно в воду. Очень часто акула после такой жестокой процедуры остается живой, но лишенной возможности двигаться, а потом быстро погибает.
Некоторые страны, включая Южную Африку, запретили отлов акул ради плавников. В ЮАР существуют даже специальные законы, охраняющие обитателей океанов в водах республики. Южная Африка была в числе первых стран, законодательно защитивших белых акул.
Здесь полностью запрещено ловить или убивать больших белых акул. Другие виды акул могут отлавливаться с коммерческими целями, но все равно продавать и перевозить акул предписано целиком, таким образом власти пытаются предотвратить истребление акул ради плавников.
Группа по изучению акул (The Shark Specialist Group) определила многие виды акул и скатов как требующих срочного внимания и защиты. Совет по делам акул является активным членом Национальной программы по контролю миграции в Южной Африке (South African National Tagging Program). Начиная с 1984 года, в рамках программы были помечены более ста тысяч представителей 350 видов обитателей моря.
В совете постоянно работают три биолога, которые исследуют попавших в сети морских животных. Полученная в результате информация помогает ученым лучше понять биологию акул и других морских обитателей, изучить влияние противоакульих сетей на популяцию этих рыб, а также найти способы снижения смертности акул и других животных в сетях без риска для жизни отдыхающих.
Все попавшие в сети морские животные взвешиваются, обмеряются и описываются специалистами. Мертвых животных отправляют для дальнейших биологических исследований в лаборатории. Знания о возрасте акул и их развитии очень важны, благодаря им ученые могут приблизиться к пониманию процессов, происходящих в подводном мире, а также сохранить все разнообразие акул. В отличие от других морских животных возраст акул невозможно определить по «годовым» кольцам на зубах или на чешуйках. В данном случае определить возраст акулы можно по спинному хребту. Для этого у акул, попавших в лабораторию, извлекается участок хребта. За почти двадцать лет работы советом собрана коллекция из 2400 образцов четырнадцати видов акул. Принцип определения возраста в данном случае схож с выяснением возраста по годовым кольцам деревьев. Кроме того, челюсти некоторых экземпляров сохраняются для коллекции образцов Совета по делам акул, зубы остальных специальным образом обрабатываются и выставляются на продажу в сувенирном магазине.
Всех живых морских животных, запутавшихся в сетях, помечают и выпускают на волю. Так исторически сложилось, что люди боятся акул и до недавнего времени всех попавших в сети акул, особенно таких как большая белая (Carcharodon carcharias), тигровая (Galeocerdo cuvier), замбези (Carcharhinus leucas) и других крупных акул попросту убивали. Сегодня отношение к акулам изменилось. Все найденные живые особи, независимо от их опасности для человека, помечаются и отпускаются на волю. Для акулы попасть в сеть – это большой стресс и, как правило, выпущенная на волю акула покидает такую неприятную для нее территорию и уходит на большую глубину.
По статистике ежегодно в сети попадают около 1250 акул (четырнадцати видов, выживают около 15-20%), 350 скатов (семь видов, выживают 65-70%), 70 черепах (двух видов, 35% остаются в живых) и около 100 дельфинов (трех видов). Сотрудники совета ищут такие пути уменьшения числа гибнущих в сетях животных, которые не ставили бы под угрозу человеческие жизни. Другими словами, необходимы альтернативные решения, которые позволили бы сохранить популяции морских обитателей и не подвергали бы угрозе пляжников.
Уже сегодня есть несколько вариантов решения этой проблемы, такие как извлечение сетей в некоторых местах, уменьшение общего числа сетей, создание таких сетей, которые легко обнаруживались бы дельфинами, регулярные проверки установленных сетей и многое другое. Например, удачной разработкой совета стал электрический противоакулий репеллент, который позиционируется в первую очередь как защита для дайверов. Однако существует большая вероятность использования в будущем принципов электрического репеллента для защиты не только отдельного человека, но и прибрежной акватории. Сегодня же наряду с сетями используются так называемые «драмлайнс» (drumlines) – приспособления для ловли акул, которые представляют собой закрепленные на прочной леске огромные крючки с наживкой. Вся конструкция удерживается наплаву большими буями. Она ориентирована исключительно на ловлю акул, и никакие другие морские обитатели: ни дельфины, ни черепахи, ни скаты – не попадутся на крючок. Однако если заботиться о сохранении акул, необходимо часто проверять такие ловушки и отпускать всех живых акул…
Научные сотрудники совета активно вовлечены во многие сферы исследования акул и дельфинов, результаты которых публикуются в различных изданиях. Совет отвечает за южноафриканскую секцию международной базы данных по нападениям акул (International Shark Attack File), его опыт по предотвращению акульих атак востребован во многих странах. За время работы совета собран большой объем данных о жизненном цикле акул, развитии их популяции, их строении и привычках. Собрана большая коллекция не только акульих челюстей, но и моделей из стекловолокна, изготовленных в натуральную величину с акул, пойманных в сети. Ежегодно около 60 000 посетителей присутствуют при анатомировании (препарировании) акул, а также посещают постоянную экспозицию совета, ориентированную на обучение школьников и взрослых в рамках экологической и биологической программ, а также программы по защите акул.
Все, что написано в этой статье, можно назвать вводной информацией. За 30 лет только официального существования Совет по делам акул Наталя скопил немало интересных историй и открытий. ОКТОПУС рад знакомству с этой замечательной организацией и готов продолжить рассказ о ней, об акулах и их соприкосновении с человеком.
Текст: Юлия Голосий
Фото: Денис Голосий
Метки: Акулы, Живая стихия...