RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(48)2006 » Yamashiro

Просмотров: 6 821
Об авторе
Автор статьи:

Yamashiro

Архивная статья из № 6 (48) за 2006 г.

Мировой океан хранит в себе сотни, если не тысячи, загадок. Некоторым из них века, некоторым годы или десятилетия. Одна из таких недавних загадок – место гибели японского линкора «Ямаширо», который затонул на юге Филиппин в последнем крупном столкновении между японским и американским флотами.

Со времен войны историки спорят, где именно лежит «Ямаширо», и это может продолжаться бесконечно. В свое время ответить на все вопросы хотел Джон Беннетт. Даже погружение на 305 метров он совершил для того, чтобы найти деньги на воплощение своей давней мечты – дотронуться рукой до «Ямаширо». Но он не успел.

Осваивать глубоководные погружения Беннетт начал как раз ради затопленных кораблей.

«Когда проплываешь вдоль кормы такого затонувшего судна времен Второй мировой, – говорил он, – чувствуешь, что ты соприкасаешься с историей, видишь корабль, чувствуешь его, становишься как бы его частью…»

«Ямаширо» привлекал Джона не только глубиной, на которой он лежит, и не только тем, что никто никогда не погружался на этот линкор. Он хотел разгадать загадку, стать первооткрывателем в прямом смысле слова.

Осенью 1944 года значительно поредевший японский флот вышел в свой последний поход. Его целью был залив Лейте, в котором высадились американцы и создали стратегически важный плацдарм на Филиппинском архипелаге. С севера к проливу шла эскадра вице-адмирала Куриты, с юга через пролив Суригао к заливу Лейте должна была подойти к ним на помощь не менее мощная эскадра под руководством вице-адмирала Насимуре. Ее костяк составили два брата-близнеца, 213 метровые линкоры «Ямаширо» и «Фусо».

С самого начала неудачи преследовали северную ударную группу, под командованием адмирала Куриты. Обнаруженные американской подводной лодкой, они с первых дней похода подвергались мощным авиаударам противника. Неся потери и снизив темп, первая ударная группа все же продолжала движение к цели. У южной эскадры, под командованием вице-адмирала Нисимуры, напротив, поначалу все складывалось удачно. Незамеченными они подошли к проливу Суригао, и лишь утром 24 октября, накануне смертельного ночного сражения, подверглись единственному авианалету. Поздним вечером того же дня японские корабли во главе с линкором «Ямаширо» вошли в пролив, за которым находилась главная цель похода – американская военная база. Однако путь к ней преграждала целая армада военных судов противника. Против двух линкоров, четырех эсминцев и одного броненосца американцы выставили шесть линейных кораблей, усиленных невероятным количеством торпедных катеров, эсминцев и крейсеров с крупнокалиберными орудиями. Благодаря самолетам-разведчикам, вице-адмирал Нисимура получил точные данные о сосредоточении сил противника. Он понимал, что ведет свой флот на верную гибель, однако все же принял решение вступить в бой, надеясь этим отвлечь американцев от северной группы, у которой было больше шансов уничтожить американский плацдарм.

Сражение в проливе Суригао продолжалось около трех часов – с двух ночи до пяти утра. На дно ушли шесть японских кораблей, за исключением одного эсминца. Смертельный бой в темноте. Все его подробности, вместе с судовыми журналами, оказались под толщей воды. Детали того, как американцы отомстили за Перл-Харбор, а японцы окончательно проиграли войну на море, до сих пор неизвестны.

Так родилась загадка.

Как настоящие самураи, японские моряки оставались на своих кораблях. После битвы в проливе Суригао выжили единицы, да и те давали противоречивые показания о последних минутах жизни своих боевых кораблей. Отсутствие точных данных о ходе боя и породило споры среди историков. Основная дискуссия уже не одно десятилетие идет вокруг судьбы двух линкоров-близнецов «Ямаширо» и «Фусо». Американские историки утверждают, что первым затонул «Фусо», разорванный торпедами на две половины, а «Ямаширо» еще около часа продолжал сражение и пал под ударами американской палубной артиллерии. Часть японских историков и некоторые европейцы утверждают обратное – якобы первым затонул располовиненный «Ямаширо», а уже потом «Фусо».

Джон Беннетт хорошо знал эту историю и суть этих споров. И казалось, он был уже близок к разгадке, к осуществлению своей мечты. Во время последней экспедиции в пролив Суригао Джон с друзьями несколько дней изучал дно с помощью эхолота, и в последний день, буквально за несколько минут до окончания поисков, они нашли на глубине 200 метров большой корабль и решили, что это, скорее всего, «Ямаширо». Однако нырять времени уже не было. При первой же возможности Беннетт собирался вернуться, но весной 2004 года, когда новая экспедиция стала почти реальностью, он погиб во время коммерческого погружения на затонувший у корейского берега корабль. Он так и не доставил на поверхность ценное оборудование, которое хотели спасти владельцы судна. Рекордсмен мира, вернувшийся с глубины в три стометровки, не всплыл с 45 метров. Тело Джона Беннетта найти не смогли.

Однако желающие донырнуть до «Ямаширо» с тех пор не перевелись: в проливе Суригао появляются ближайшие соратники Джона, с кем он, по их утверждению, нашел «Ямаширо» на глубине приблизительно 200 м, отправляются на поиски затонувшего корабля, но увы, безрезультатно. И только лишь в середине лета 2006 года трое опытных технических дайверов – Седрик Вердье, Брюс Конефе и их коллега Пим – предприняли очередную попытку найти и донырнуть до затонувшего корабля. Попытка, по их мнению, закончилась удачно.

«Впервые я услышал про «Ямаширо» от Джона Беннетта, который был потрясающим парнем…», – рассказывает Брюс Конефе. «…Я его встречал несколько раз, у этого человека была настоящая цель. После рекорда, следующим его проектом было погружение на «Ямаширо». И когда я услышал о том, что Джон Беннетт погиб, я понял, что «Ямаширо» – это настоящий вызов, трудная, но интересная задача. Лучший проект для приключений. Меня зацепила эта идея еще и тем, что гибель линкора – героическая смерть, и найти этот корабль своего рода моральный долг».

За двенадцать лет жизни в Таиланде Брюс занимался не только обучением различным ступеням дайвинга. Также он исследовал 19 древних затонувших кораблей, возраст которых от 400 до 700 лет, изучал подводные пещеры на юге страны, глубина которых доходила до 200 метров. Когда же его друг Седрик Вердье предложил ему нырнуть на «Ямаширо», Брюс согласился практически не задумываясь.

«Это было очень интересно, – вспоминает Седрик Вердье, – в чистом виде вызов для глубоководного дайвера, что-то вроде мечты. Никто никогда этого не делал, абсолютно девственное место. Очень заманчиво. Выбор, при котором не остается место сомнениям. Это стало для меня настоящей целью».

Подготовка экспедиции заняла почти 9 месяцев. Пришлось учитывать и отдаленность места погружения от цивилизации, и непростые условия – сильные течения, высокую вероятность плохой видимости и глубину на грани предельных возможностей. На месте их встретила плохая погода, неспокойное море и течение, подтвердившее худшие ожидания. Задачу упрощало лишь то, что у членов этой экспедиции уже были координаты предполагаемого места нахождения «Ямаширо». Довольно быстро обнаружив судно с помощью GPS, Брюс, Седрик и Пим потратили целый день на то, чтобы зацепить якорь за лежащий на дне корабль и установить ходовой конец– капроновый трос, идущий от подводного объекта к большому бую на поверхности. В условиях сильного течения без такой своеобразной подводной тропинки можно навсегда сгинуть в просторах океана. Однако именно из-за сильного течения и небольшого шторма зацепиться за корабль удалось только на второй день. При этом искатели приключений потеряли два якоря и около пятисот метров троса.

Накануне погружения все понимали, в какую авантюру они ввязались, и старались взять под контроль эмоции.

«Абсолютно никаких чувств, – вспоминает Седрик,– мысленно проверяю все снаряжение, продумываю, все ли в порядке с оборудованием. Никаких самокопаний, а просто глубокая сосредоточенность на том, что предстоит сделать, на задаче. Но в общем это все было пугающе, страшно как-то».

«В этот раз было конечно тяжело, – признается Брюс, – весь день насмарку. И все было конечно как-то нервно. Не дай бог, что-то с электроникой или с ребризером, но я старался не фокусироваться на этом, блокировать такие мысли».

Первым до буя, от которого начинался путь вниз, добрался Седрик. Погрузившись на три метра, он стал ждать остальных. Через 10 минут сначала Пим, а затем и Брюс, дали ему понять, что не пойдут на глубину.

На борт они возвращались по одному. У каждого была своя причина, чтобы отказаться от погружения. Им патологически не везло. Сначала вода попала в бокс с подводной камерой, потом залили фотоаппарат, потом у Седрика, который на свой страх и риск все-таки отправился на глубину, откажет мощный фонарь. Такое впечатление, что сам океан был против этой экспедиции. Через несколько недель этому появилось пусть и мистическое, но объяснение. С другой стороны, все их неприятности казались банальными: Пим был измотан течением и не нашел в себе сил погружаться, у Брюса были сомнения в исправности снаряжения и он показал Седрику, что будет встречать его ближе к поверхности с дополнительными баллонами для декомпрессии. Последний решил, что раз уж он оказался на месте, отступать поздно.

«Я решил идти вниз. Мне пришлось буквально сражаться с сильным течением, тянуть веревку шаг за шагом», – расскавает Седрик. «Это очень утомительно – тянуть самого себя на глубину, и чем дальше от поверхности, тем тяжелее. Это выглядело так: какое-то время тяну, потом останавливаюсь, восстанавливаю дыхание. Вместо 8-9 минут, я добирался до объекта 14 минут».

Сначала Седрик увидел черный силуэт. Видимость оказалась лучше, чем он ожидал. Размеры лежавшего на боку корабля, по его мнению, вполне соответствовали тому, каким должен был быть «Ямаширо». Понимая, что на такой глубине у него в запасе считанные минуты, он приступил к исследованиям.

«Оказавшись рядом с кораблем, я был очень возбужден. Представьте, несколько месяцев подготовки, – и вот наконец я у цели. Это очень волнующе. Я плавал недалеко от ходового конца, видел много пушек, много палубных конструкций, часть из которых разрушилась, когда корабль пошел ко дну. Я был где-то в середине судна, но где точно, сказать не могу. Я видел проходы, через которые можно проникнуть внутрь корабля. Но часы тикали, и я сказал себе, что надо возвращаться на поверхность. Мой компьютер уже показывал мне более 6 часов декомпрессии», – вспоминает Седрик.

Максимальная глубина, на которую погрузился Седрик Вердье, составила 179 метров. Во время этого приключения он лишился не только основного фонаря, его сухой костюм стал мокрым, в нем образовалась сильная течь. Поднявшись на борт, он был крайне измотан, было всего два желания – сесть и напиться воды.

На вопрос нашего корреспондента, уверен ли он, что нашел тот самый корабль, – Седрик ответил: «Лично я абсолютно уверен, что это был «Ямаширо». Но чтобы это доказать, надо найти какую-нибудь табличку с надписью на японском – «Ямаширо»! А пока она не найдена, это все еще остается тайной».

Брюс Конефе тоже уверен, что им удалось найти затонувший линкор: «Перед тем как приступить к погружениям, я разговаривал с деревенскими жителями, которые помнят, как американцы бомбили флагманский корабль. Это внушило мне мысль, что это действительно тот самый линкор. Я сильно удивлюсь, если это не «Ямаширо»».

Спустя почти месяц Седрик получил письмо от японского ветерана, который внимательно следил за отчетами о непростой экспедиции. Он-то и дал мистическое объяснение, почему все шло вкривь и вкось.

«Вместе с этим кораблем погибли 1100 военных моряков, и их души все еще там, написал мне японский ветеран», – рассказал нам Седрик. «Этот ветеран сказал, что если вы хотите еще раз туда погрузиться, еще раз войти в их мир, вы должны их задобрить, войти в контакт с душами. В следующий раз первым делом бросьте над кораблем цветы, вылейте в море японское саке, и вам будет оказан более чем доброжелательный прием».

Друзья пока не могут однозначно решить, будет ли у них следующий раз. Если возвращаться в пролив Суригао, то хочется найти еще и развалившийся пополам линкор «Фусо», и остальные корабли, погибшие в жестоком бою. Кстати, обнаруженное судно вполне может оказаться одним из эсминцев, а совсем не «Ямаширо». Тем более, что координаты, которые были у Джона Беннетта и те, что оказались у этой команды, немного отличаются. На деле это означает разницу в несколько морских миль.

Сомнений масса, доказательств – практически никаких, кроме впечатлений человека, увидевшего на большой глубине огромный корабль. И так будет до тех пор, пока не появятся детальные видеоматериалы, либо на поверхность не поднимут нечто, на 100% доказывающее, что это тот самый линкор. А это значит, что в проливе Суригао появятся новые экспедиции, многим участникам которых будет жизненно важно доказать или опровергнуть утверждения Седрика Вердье о том, что он в буквальном смысле прикоснулся к истории «Ямаширо».

Текст: Борис Кольцов, Елена Константину
Фото: Shareen der Parthogh, Nick Poole
3D-графика: студия Семена Левина

Рубрики: 6(48)2006, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111