Архивная статья из №1 за 1998 г.
«Наша жертва всплыла на поверхность и начала свою безмолвную битву за жизнь. Если бы киты могли издавать душераздирающие вопли, то их смерть казалась бы менее ужасной, чем эта безнадежная борьба, которую кит вел в тишине. До нашего слуха не долетал шум бьющегося в темно-красной пене кита, который, изгибаясь от боли, погрузился в воду, испустив фонтан кровавых брызг; поток хлынувшей крови разлился по поверхности большим пузырящимся пятном. Сопротивление кончилось, красная пена осела, и мы увидели тело, неподвижно лежащее на воде. Над ним, около него, пронзительно крича, кружили птицы». Так описал свои впечатления один из участников охоты на китов в начале 80-х годов.
Начало кровавой и позорной войны человека с китами положило изобретение одного норвежского охотника за тюленями. Он создал поистине дьявольское орудие убийства. Гарпун его конструкции проникал глубоко в тело кита, после чего в передней его части взрывалась граната, раздирая шрапнелью внутренности жертвы. Взрыв одновременно раздвигал стальные «лапы», которые намертво впивались в тело беззащитного гиганта, и он погибал в страшных мучениях.
Получив такое эффективное оружие, норвежцы стали действовать с небывалым размахом. С 1880 по 1905 год только в Северной Атлантике были уничтожены не менее 80 тысяч китов.
К 1908 году стада больших полосатиков (один из основных промысловых видов китов) в этом районе стали легендой и китобои устремились через экватор к югу. За одно лето 1912 года 62 судна выходят с береговых баз на Фолклендских и Южных Оркнейских островах, доставив на перерабатывающие заводы более 20 тысяч китов. Сколько раненых китов погибло, ускользнув от охотников, — шансов выжить у них не было, сколько умерло осиротевших детенышей, подсчитать просто невозможно.
От норвежцев не отставали и представители других стран. В XIX веке американские китобои добыли 200 тысяч южных гладких китов.
Демонстрируя потрясающую своей бессмысленностью жестокость, к истреблению китов подключились военные моряки. Молодежь обучали стрельбе из орудий, выбирая мишенью всплывшего вдохнуть воздух кита. Применяли и глубинные бомбы. Известны случаи отработки на беззащитных животных таранных ударов.
Весьма активно уничтожал китов и Советский Союз, который редко снисходил до четкого выполнения своих международных обязательств. С 1933 года советские китобои орудовали в северной части Тихого океана — флотилия «Алеут», с 1946 года в Антарктике — флотилия «Слава». Хотя в 1948 году СССР присоединился к Международной конвенции по регулированию китобойного промысла, ни моральные, ни юридические нормы не могли остановить стремление выполнить план, накормить народ, выполнить задание партии и правительства.
Показателен рассказ бывшего капитана китобойного судна Владимира Добральского, раскрывающий «охотничьи хитрости» советских китобоев. «Если видишь стадо, где есть кормящая самка, то прежде всего убивай детеныша. Тогда самка не уходит. Потом бей самку, тогда самец не уходит. Ну а потом бей самца».
В конце концов снижение численности китов заметили и самые предвзятые китобои. Это стало причиной создания в 1946 году Международной китобойной комиссии (МКК), которая в течение десятилетий предпринимала робкие попытки спасти остатки китовых стад. Но обычно алчность побеждала.
Страшная бойня, продолжавшаяся больше века, унесла жизни нескольких миллионов мирных исполинов океана.
По сути дела единственной силой, которая могла предотвратить полное уничтожение китов, оказалось общественное мнение. И так вышло, что во главе «всемирного похода за спасение китов» встал «Гринпис».
В 1975 году «Гринпис» решил перейти к активным действиям и вышел на «охоту» за китобоями. План действия был весьма прост, и в то же время и опасен. Активисты решили заслонить китов собственным телом, встав между гарпуном китобоя и его жертвой.
Небольшое судно «Филлис Кормак» вышло из Ванкувера (Канада) и взяло курс в океан. После 8 недель плавания команда «Гринпис» обнаружила в 50 милях от побережья Калифорнии советскую китобойную базу «Дальний Восток». Советские китобои были застигнуты в момент незаконного убийства молодого кита. Его длина была почти на два метра меньше, чем та, при достижении которой кит считается «промысловым».
Заметив самку кита, «гринписовцы» на надувной лодке встали между ней и китобоем. Однако через некоторое время раздался выстрел, гарпун просвистел в паре метров над головами находившихся в моторке и взорвался в теле кита. В этот раз убийство предотвратить не удалось, но смелая акция «Гринпис» получила широкую известность и это оказалось очень важным.
На следующий год команда «Гринпис» вновь отправилась в море. И снова встреча с базой «Дальний Восток». Правда, в этот раз при появлении корабля «Гринпис» охота на китов, как по команде, сразу же прекратилась. Эта была первая, пусть небольшая, но победа.
Именно такие маленькие успехи, сопровождавшиеся миллионоголосым протестом граждан десятков стран, в конечном итоге привели к тому, что в 1982 году коммерческий промысел — жестокое убийство добродушных и не способных защитить себя исполинов моря, был запрещен.
В декабре 1994 года на сессии МКК в Мексике было принято решение о создании китового заповедника в Антарктике. Он охватывает акваторию к югу от 40 градуса южной широты. Площадь ее — 50 млн. кв. км. Заповедный режим будет действовать до 2004 года.
Метки: Живая природа...