RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 1(01)1998 » Опьянение глубиной

Просмотров: 4 072
Об авторе
Автор статьи:

Опьянение глубиной

Архивная статья из №1 за 1998 г.

Не успел человек насладиться возможностью погружений в глубины морские с аппаратами на сжатом воздухе, как выяснилось, что глубина погружений ограничена так называемым азотным «наркозом», который более поэтично можно назвать «опьянением глубиной». Высокое парциальное давление азота на глубине более 35 м, позволяет этому физиологически инертному газу трагическим образом взаимодействовать на молекулярном уровне с нервными окончаниями. Процесс этот так толком до сих пор еще не изучен. И нельзя с определенностью сказать, когда аквалангист может почувствовать «наркоз», или «опьянение». В любом случае то, как начинает себя чувствовать потерпевший на глубине, — это и не наркоз и не опьянение, скорее, это неадекватное восприятие окружающей обстановки. Первые симптомы, которые можно уловить только с большим опытом погружений, это ощущения вроде «… зачем я здесь, давно ли я, могу ли я…». Традиционно уже в варианте прогрессирующего заболевания обычно приводят примеры неадекватности действий: например, навязчивое желание начать дышать водой или предложить свой воздух рыбкам и дельфинам. Ныряние на глубину с опытными дайверами не дает возможности азотному «наркозу» привести нас к трагедии. Четкая коммуникация и согласованность действий позволяют превентивно определить начало действия азотного «наркоза» и всплытием на меньшую глубину свести его действие на нет.

Однако использование сжатого воздуха не дает нам возможности нырять глубоко, и уже в 30-е годы в лабораториях U.S.NAVY стали заменять азот в дыхательных смесях для глубоких погружений гелием, который значительно менее «наркотичен». Попытки были настолько успешны, что, казалось, больше не будет барьеров, преграждающих путь в глубину. Но в начале 60-х годов новая напасть — HPNS (high pressure nervous syndrome — нервный синдром высокого давления) был обнаружен Бенетом. Сигналы и симптомы этого заболевания противоположны азотному «наркозу». В частности, синдром характеризуется головокружением, тошнотой, дрожью, утомлением, сонливостью, болями в области желудка, снижением интеллектуальной активности. Эксперименты Бенета в конце 60-х годов с инертными газами на клеточных мембранах установили причину и следствие этого явления. При высоких давлениях азот, аргон и другие физиологически инертные газы оказывают свое «наркотическое» воздействие в основном таким же образом, как и основные анестезиологические вещества, которые предположительно приводят к разрушению клеточных мембран. Дальнейшие эксперименты дали возможность думать, что так называемые «наркотические» газы приводят к падению поверхностного натяжения липидных клеточных мембран и в то же самое время не «наркотические» гелий и неон приводят к повышению поверхностного натяжения, т.е. к сжатию мембран.

Затем было чисто гипотетически предположено, что дополнительные 5 — 10 % азота в дыхательной смеси гелия и кислорода не будут изменять поверхностное натяжение клеточных мембран и не приведут ни к азотному «наркозу», ни к HPNS.

В начале 70-х годов Бенет использовал эту смесь в первый раз, назвав ее тримикс (trimix). Опыты показали снижение симптомов HPNS. При испытаниях в 1981 году с использованием новых барокамер добровольцы находились под давлением, эквивалентном глубине от 460 до 686 м. Полностью не удалось избавиться от HPNS, но возникла новая проблема — высокая плотность газов стала затруднять дыхание.

Фирма Comex (Франция) начала эксперименты с новой смесью, в которой азот был заменен водородом в два раза меньшей плотности, чем гелий, но все еще немного «наркотического» свойства. В течение эксперимента с глубоким погружением, когда давление водорода возросло до 25 атмосфер, у испытываемых неожиданно появились слабость и психозы. Например, ощущение покидания собственного тела. Однако в 1989 году испытатели, пользуясь газовой дыхательной смесью с 1 % кислорода и равными соотношениями гелия и водорода, успешно достигли отметки 500 м, затем 520 и 543 м и в 1993 году при погружении в брокамере — 701 м.

Эти «нырялки» проводились с 7-дневным погружением и 30-дневной декомпрессией. Как и космонавты, дайверы потеряли в весе и получили временные растройства сердечно-сосудистой деятельности. Да, это было на пределе человеческих возможностей, но человека трудно остановить в попытках достичь пределов возможного. Особенно в дайвинге. Ведь, как говорят, высота горных вершин известна и все они покорены, а океанские глубины бездонны.

Самое интересное, что и в России проводились эксперименты, стоящие рассказа на страницах журнала. Может быть, Вадим Семенцов и Владимир Богданов поделятся с читателями «Октопуса» своими знаниями и опытом. Они чрезвычайно интересны.

Но дайвинг в аппаратах с замкнутым циклом дыхания (ребризерах) на тримиксе и других смесях становится все более популярен. Раньше он был доступен только для профессионального использования, а сейчас перешел в разряд любительского технического дайвинга, которому можно учиться и затем нырять по всему миру. А там, на глубине, хоть и темно, но интересно: затонувшие и неисследованные суда, акулы и много чего занятного.

Текст: Mask De Mad
Nitrox & Rebreather Instructor I.A.N.T.D.

Рубрики: 1(01)1998, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111