RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(40)2005 » Рисовать светом

Просмотров: 2 503
Об авторе
Автор статьи:

Рисовать светом

Фотографировать – значит (дословно, в переводе с древнегреческого) «писать, рисовать светом». С момента своего рождения фотография рассматривалась именно как область искусства, родственная живописи. Недаром фотографы-мастера, фотографы, заслужившие своими работами всеобщее признание, во все времена гордо именовались фотохудожниками.

Сегодня мы хотим представить на суд наших читателей работы Павла Александрова – сложившегося мастера художественной фотографии, значительную часть своего творчества посвятившего фотографии подводной. Его пытливый взгляд фотоохотника, совершенное мастерство владения фотоаппаратурой, глубокие теоретические познания, художественное видение живописца, безупречное чувство композиции вызывают восхищение и уважение благодарных зрителей.

Я знаком с Павлом довольно давно, еще в мае 2000 года судьба свела нас на борту m/y Nurani Queen в сафари по Мальдивам. Тогда он только входил в мир подводной фотографии, хотя уже имел достаточно фундаментальную общефотографическую подготовку. С той поры мы подружились, и я, как мог, старался помочь ему овладеть подводным фотоискусством. Понятное дело, мой вклад в его творческий рост весьма скромен, ведь жизнь в разных столицах и обоюдная занятость не позволяли общаться часто и тесно. Павел оказался талантливым и благодарным учеником. Как натура увлекающаяся и увлеченная, он не жалел ни времени, ни сил на совершенствование своего мастерства. И то, чего он достиг на нелегком поприще подводной фотографии, в основном, его личная заслуга, обусловленная огромным желанием, терпением, настойчивостью, усердием и старанием. Обучаясь на собственных ошибках и опыте коллег, на лучших образцах работ знаменитых фотохудожников, почерпнутых из зарубежных и отечественных фотоизданий, все эти годы он непрерывно работал над своей подводной и фотографической квалификацией. Будучи в служебной командировке в Питере, на правах старого знакомого я недавно побывал в гостях у Павла, посмотрел его новые работы и с удовлетворением отметил их высокий технический и художественный уровень, характеризующий состоявшегося мастера. Специально для нашего журнала я взял у Павла небольшое интервью, которое и спешу предложить читателям.

ОК: Традиционный вопрос – когда ты пришел в дайвинг?
П.А.: Подводный мир тянул меня с детства, но реально удалось заняться подводным плаванием только в конце 90-х годов. Может, это и к лучшему, так как обучаться пришлось уже на современном подводном снаряжении, в благоприятных условиях тропических морей с их неправдоподобно прозрачной и теплой водой. С той поры довольно активно ныряю, несколько раз в год умудряюсь выбраться в интересные места за рубеж или наши водоемы. Не раз побывал на Мальдивах, в Таиланде, Мексике (океанический дайвинг и в пресных пещерах-сенотах), Норвегии, на Галапагосах и Мальте. Добирался даже до Марианских островов и Микронезии (лагуна Трук). Ну а в Египте уж не помню, сколько раз был, особенно люблю сафарийные выезды на юг. Регулярно ныряю в водоемах родной Ленинградской области, что позволяет поддерживать необходимую спортивную форму и творческий тонус. Моя нынешняя подводная квалификация – дайвмастер PADI и master-SCUBA-diver.

ОК: А когда увлекся подводной фотографией?
П.А.: Наземной фотографией занимаюсь уже много лет, причем серьезно. В свое время даже закончил фотошколу и мастер-класс по фотографии в Институте декоративно-прикладного искусства (преподаватель – Лысенко Виктор Васильевич). Под воду фотоаппарат впервые взял в 1999 году – к тому времени стал уже вполне уверенно чувствовать себя под водой, соответственно, стал замечать красоты подводного царства. Захотелось их увековечить на пленке и поделиться своими впечатлениями и находками с друзьями и знакомыми. Учился по возможно доступным источникам: проштудировал раритетные ныне книги А. Рогова, С. Массарского, О. Соколова и В. Ажажи (спасибо А. Аристархову), покупал альбомы зарубежных подводных мастеров и красочные периодические издания отечественного и иностранного происхождения (здесь, прежде всего, хочу выделить, конечно же, ОКТОПУС). Но самое главное, при любой возможности погружался под воду и фотографировал, набираясь опыта и вырабатывая необходимые навыки. Удачные, на мой взгляд, фотоработы показывал друзьям и коллегам в фотоклубе, выслушивал их оценки и замечания, лучшие – печатал большим форматом, украшал ими стены своего (и не только) офиса, дарил хорошим знакомым и коллекционерам. Постепенно набралось достаточное количество удачных фотографий, позволившее скомплектовать передвижную выставку.

ОК: Какие существуют предпочтения в подводной съемке?
П.А.: Мне не очень интересна макрофотография, которой отдают должное большинство подводных фотографов. Предпочитаю широкий угол, силуэтную съемку и работу с моделями. На мой взгляд, эти виды фотографии обусловливают гораздо большую степень творческой активности фотографа, заставляют его работать при естественном свете и в коллективе. Свои работы я вижу в идеале мягкими, пластичными, акварельными, с некричащими цветами. К чему кричать, если можно сказать тихо, даже шепотом, но тебя услышат… В то время как «макро» предполагает скорее стиль фотоохоты, с сопутствующими ему упору на соло-дайвинг и свет электронных блицев, обеспечивающих сочную цветастую картинку, что, в целом, мало похоже на тот реальный подводный мир, который наблюдают дайверы. Нет, я не отвергаю и даже отношусь уважительно к ярким подводным фото, но все же это, на мой взгляд, или натуралистическая, или рекламная или дилетантская (не в обидном понимании) фотография. Да и много ее слишком…

ОК: Какую аппаратуру применяешь под водой и на суше?
П.А.: До недавнего времени эксплуатировал 35-мм фототехнику фирмы Nikon – F-100 с набором объективов и широкопленочный Pentakon-Six. При подводном использовании помещал их в надежные металлические боксы Sea&Sea и конструкции Аристархова. А начинал, как и многие, с Motormarine и Nikonos. Сегодня я перешел на цифру, взял лучшее, что предложил на тот момент рынок – 11-мегапиксельный Canon EOS 1Ds с нужными объективами. Бокс – опять от Sea&Sea. В цифре привлекают оперативность и качество (особенно при высоких чувствительностях), а также хорошая защита файлов от внешних воздействий (например, рентгеновского излучения в аэропортах, что всегда было проблемой при частых и длительных перелетах).

ОК: Павел, я знаю, что у тебя есть другое серьезное увлечение помимо фотографии (не будем ее делить на подводную и наземную), которое, на мой взгляд, в некоторой степени способствует и твоим успехам под водой. Расскажи немного о нем!
П.А.: Ты, конечно же, имеешь в виду спортивную стрельбу? Да, это действительно мое второе хобби, которому я отдаю много времени и сил. Я занимаюсь стендовой стрельбой, добился здесь неплохих результатов, принимаю участие в городских, областных и общероссийских соревнованиях. Стрельба учит выдержке, самообладанию, мгновенной реакции, развивает «острый глаз» и крепость руки. Наверное, это помогает и под водой.

ОК: Павел, мы от всего сердца желаем тебе новых творческих успехов в фотографии, как впрочем, и в спорте, бизнесе, во всех твоих начинаниях! Надеемся на новые встречи на страницах нашего журнала!
П.А.: А я, в свою очередь, желаю процветания лучшему подводному журналу в стране и всем его сотрудникам, людям увлеченным и высокопрофессиональным! Пользуясь предоставленной возможностью, хочу выразить огромную признательность моим терпеливым моделям и партнерам – Дмитрию Батуре и жене Ирине Александровой!

Подготовил: Александр Аристархов

Архивная статья из № 4 (40) за 2005 г.

Рубрики: 4(40)2005, Архив

Метки: , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111