Архивная статья из №1 за 1998 г.
В синем полумраке с легким жужжанием появилось устройство, напоминающее торпеду, на нем — два человека. Вот оно скользнуло под днище гигантского корабля и остановилось под ним. Водолазы быстро прикрепили к днищу магнитные мины и вскоре опять растворились во мраке водяной толщи…
Примерно так во время второй мировой войны действовали подводные диверсанты, водители так называемых «боевых колесниц». Надо полагать, что сейчас в военных флотах многих государств есть еще более совершенные подводные диверсионные силы, как и силы для противодействия им.
Но неужели промчаться в толще воды с помощью некого простейшего аппарата — привилегия лишь военных профессионалов?
Вспомним очень давний фильм Кусто «В мире безмолвия». Там аквалангисты в одиночку и группой пользуются подводным буксировщиком. Стремительно они проносятся над дном, закладывая фигуры высшего пилотажа простым изменением положения тела.
Появились киноторпеды Рябинова, позволяющие перемещаться в толще воды с приличной скоростью и одновременно производить съемку фильма с использованием мощного осветительного прибора. Если представить, что это напоминает езду на мотоцикле, то, значит, должен существовать и способ, сравнимый по комфортности с передвижением на авто.
Как ни покажется это странным, но созданием подобных аппаратов занялись в МАИ еще с 1967 года. Привлекла энтузиастов простота устройства и схожесть проблем управления. Ведь не нужен тяжелый прочный корпус — достаточно простого обтекателя, внутри которого находятся батареи аккумуляторов, простейшие контрольные приборы, балластная цистерна и места для аквалангистов. Ну а управление сродни полету на простом самолете, с учетом, что водная среда почти в 800 раз плотнее воздуха. Пропеллеры в насадках и стабилизаторы — вот в основном все. Конечно, совсем просто это выглядит только на бумаге, но тем не менее к 1997 году был создан аппарат, в котором были учтены все достоинства и недостатки предыдущих устройств для подводных путешествий.
…Вот этот сияющий новой краской аппарат впервые выкатывается на специальной тележке (для моторок) из мастерских.
Непосвященный народ издалека принимает его за новую конструкцию вертолета. Но этот «гелиокоптер» предназначен для иной стихии.
Вначале, как всегда, испытания. Водоемы Москвы и области, к сожалению, не отличаются прозрачностью от Саргассова моря. Люберецкий карьер служит нашим первым полигоном. Видно, где-то вышла «ошибочка» в расчете, и аппарат оказался недостаточно плавуч, несмотря на полную продувку балластной цистерны. Но это не беда. Быстро добавляем пенопласт, заполняем им все пустоты. Порядок. Наш чудо-аппарат теперь вывешивается в воде без проблем, и мы с пилотом, сидя в двухместной кабине, отваживаемся на несколько довольно смелых для первого раза проплывов. Ощущения даже в такой воде просто потрясающие, когда сначала пикируешь в невесомости на обросшее водорослями дно, а потом, потянув ручку на себя, взмываешь вверх. За счет прекрасных обводов корпуса мощности двух моторов по 350 Вт достаточно для скорости 5 км/ч, т.е. лодка движется со скоростью тренированного аквалангиста. Но при этом она не утомляется и может пройти под водой до 30 км. Все выглядит довольно убедительно, и после небольших доводочных работ наша группа уже находится в ОАЭ, на берегу близ города Корфакан. Наверно, можно найти и пошикарнее места, но так уж исторически сложились отношения с инвесторами разработки и строительства.
Нас приютил подводный центр «Семь морей». Его хозяин Ахмет Хабер, влекомый интересом к подводным приключениям (и не только), обеспечивал и сопровождал наши первые «одиссеи». Сам стоящий около отеля подводный аппарат являлся неким центром притяжения всех аквалангистов, прослышавших о некой «русской подводной лодке». Кажется, сплошь одни шейхи обступают наш аппаратик и нет конца бесчисленным вопросам. Многим хочется иметь такой аппарат для новых ощущений. Все у них есть: автомобили, яхты, катера. А вот такого нет. Эксклюзив!!! О-о-о! Еще один способ выделиться…
Но наша задача сейчас не столько меркантильно-торговая, сколько техническая: реально испытать наше устройство в условиях тропического моря и снять об этом видеофильм, ну а дальше посмотрим…
И вот раздается бульканье пузырей уходящего из балластной цистерны воздуха, лодка плавно оседает в воду. Нам в акваланге нипочем, воздух исправно подается из бортовых баллонов, за спиной у нас также баллоны с регулятором, так что когда вода скрывает наши головы, мы совершенно спокойны. Наш пилот Эдуард Макушенко дает максимальный ход, чуть наклоняет моторы в насадках, лодка плавно идет в глубину, потом легкая подкачка — компенсация на глубине — и наконец мы плавно, под мирное пение моторов, скользим в сторону моря, туда, где больше глубина и лучше прозрачность. Рядом с лодкой, уцепившись за ограждение, «на буксире» сопровождает нас Ахмет. Судя по его виду и сигналам, он в полном восторге. Сквозь прозрачные окна в днище мелькают картинки морского дна. Вот старый якорь, весь обросший кораллами, вот скала со снующими вокруг рыбками. Да, это не самое лучшее место, прозрачность не более 7 — 10 м, дно песчаное, совсем не то что в районе Хургады. Но все равно интересно! Так как нет затраты мускульной энергии, то и воздух для дыхания расходуется совсем мало, можно будет дольше пробыть в намеченной точке и спокойно заниматься фильмом…
Глубина плавно нарастает и где-то в километре от берега достигает около 8 м. Дальше мы пока и не решались плыть, так как у нас сейчас по бедности нет даже обеспечивающего судна. А ведь все что угодно может быть в море. И точно. Только пришли на место, немного поснимали по плану, как пилот, видимо, не рассчитал что-то, рванул на полном ходу и исчез. А я с видеокамерой остался. Догнать лодку — практически невозможно. Подождал, покрутился, всплыл (ох и далеко до берега), опять погрузился… и вдруг вышел на лодку. Какое счастье! Наградил Эдика и Ахмета выразительными жестами и продолжил съемку. Лодка то делает горку и проносится у меня над головой, то, как в лифте, плавно оседает на дно, то делает круг, у меня воздух летит стремительно и скоро остается всего 50 бар в 8-литровом баллоне. Пожалуй, хватит. Сообщаю об этом своим коллегам и трогаемся в обратный путь. Я опять перехожу на бортовой акваланг и, утомленный, расслабляюсь, как пассажир в лимузине — подводном лимузине! А Эдик четко по компасу ведет к берегу, где нас ждет прицеп и в одиночестве скучающий и одновременно волнующийся профессор Владислав Махров — разработчик лодки. Все отлично! Теперь можно планировать производство таких «субмарин» по заявкам водолазных центров. Ведь лодочка уютная, компактная, обеспечивает полную безопасность даже при съемке эпизодов с морскими хищниками. Неплохо для начала. Так что вперед, «Акванта»!
Технические параметры
- Мощность, Вт 350
- Количество моторов 2
- Масса на воздухе, кг 280
- Длина, м 3,5
- Ширина, м 1,8
- Автономность, ч 6
- Скорость, км/ч 5
- Владимир Гудзев,
- пилот-испытатель,
- оператор подводных съемок,
- Москва — Корфакан — Москва, 1997 г.
Текст: В. Гудзев
Рубрики: 1(01)1998, Архив, Снаряжение
Метки: Снаряжение и оборудование...