Архивная статья из №2 за 1998 г.
Жак Ив Кусто ушел из жизни 25 июня 1997 года. И уже на следующий день средства массовой информации во всем мире активно включились в создание коллективного портрета этого человека. Каждый автор добавлял штришки сообразно своим представлениям о легендарном подводнике. Все они претендуют на достоверное изображение. Если сравнивать эти описания между собой, среди них не найдется и двух похожих. Но удивительно другое: ни одно из них не соответствует истинному портрету капитана Кусто. И этому есть причины.
В 1957 году принц Монако Ренье предлагает Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Тот принимает предложение, и это превосходно устраивает обе стороны: государство с выгодой использует кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив может поздравить себя с назначением на научную должность.
На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать иные его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых. Впрочем, они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто.
Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на жизнедеятельности уважаемой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете: он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, — сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Так, он предоставит возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу, позволяя им решать текущие вопросы, но никогда не передаст полномочий на разрешение принципиальных проблем.
Он оставит свой пост лишь в 1989 году, через 32 года после того, как обосновался в княжестве. Но об этом чуть ниже.
В том же памятном, 1957 году в промежутках между съемками Кусто экспериментирует с первым проектом «ныряющего блюдца», испытывает аппараты на больших (около 2000 м) глубинах.
Через год исследователь принимает ряд предложений по организации для OFRS новых работ, требующих погружений на большие глубины. И прежде всего изучает возможность прокладки нефтепровода. Уже начиная с 1959 года большим подспорьем в реализации подводных проектов становится «ныряющее блюдце».
1960 год принес новые обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся одним чрезвычайно амбициозным проектом. Его можно было бы окрестить «Подводные дома».
Здесь самое время вспомнить о детях Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в 1960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время — на Высшие кинематографические курсы. Он принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца.
В 1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции «Преконтинент I», в ходе которой два пловца — Альбер Фалько и Клод Уэсли — будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м под водой.
Результаты работ обнадежили, и в 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м последовала «Преконтинент III»… Пять человек, среди которых «ветераны» первого «Преконтинента», участвуют во втором опыте и шестеро — в третьем. Среди них и Филипп Кусто.
И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие.
Остановка работ сильно разочаровала Кусто. Тем не менее забегая вперед, скажем, что сегодня подобного рода погружений нет, используются погружаемые капсулы, в последнее время — управляемые роботы. Тем не менее думается, глава о проникновении человека на большие глубины не закрыта.
Еще одним итогом операции «Преконтинент III» стал «Оскар» за фильм «Мир без солнца». Он, конечно, не имел такого же успеха, как «Мир тишины». Некоторые подготовленные критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки. Кусто эти справедливые упреки огорчили главным образом потому, что они выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на «Калипсо».
Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добивается у французского правительства заключения крупного контракта на «проведение подводных исследовательских работ нового типа». «Аржиронет» — такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма.
Проект пополам финансируют ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передают реализацию «Аржиронета» СЕМА Жака Ива Кусто.
Масштаб задуманных работ огромен. Они рассчитаны более чем на четыре года. Не ошибемся, если скажем, что этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Некоторые говорят, что ситуация была скандальной. Но здесь нужно учитывать следующее. Кусто мог многое позволить себе с учетом своей фантастической известности. И если, как считали недоброжелатели, его репутация была слегка подмочена во Франции, то в США она оставалась незапятнанной. В 1972 году капитан покидает родину.
В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом — владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Отныне он ответствен за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий «Калипсо» по всему свету.
В Соединенных Штатах у Кусто есть «запасной аэродром». Его компания Requins Assoies вот уже в течение пяти лет связана с рядом американских телевизионных программ очень важным контрактом. Во многом именно это обстоятельство сделало лицо Жака Ива Кусто знакомым телезрителям во всем мире. И прежде всего — благодаря телевизионному сериалу «Одиссея капитана Кусто».
Он смеется, когда слышит, что стал настоящей телезвездой. Действительно, какое ему дело до критики, исходит она от ученых или от деятелей кино. Победителей не судят. А результат налицо — полновесные доллары.
Жак Ив хочет добиться большего. Ему уже недостаточно оставаться только исследователем и документалистом. Он стремится к расширению властных полномочий.
В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано «Общество Кусто». Цель — «защита природы и улучшение качества жизни». Президент общества — отец, вице-президентом назначен сын Жан-Мишель. Место базирования штаб-квартиры — Нью-Йорк.
Имя Кусто творит чудеса. Взносы текут рекой. Члены общества получают опубликованные произведения «Калипсо Лог» и «Долфин Лог». Продажа товаров на дому осуществляется на американский манер — по почте. Успех мгновенный и огромный. Он подталкивает к созданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе.
В Норфолке «Общество Кусто» хочет построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич. Проект закончился полным финансовым провалом, потерей миллионов и миллионов долларов.
Но как бы там ни было, вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убеждает власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), по причине смены городских властей этому плану не суждено будет осуществиться.
Здесь нужно сказать, что в 1979 году погиб младший сын Кусто Филипп. Он участвовал в съемках фильмов вместе с отцом, обогащая картины кадрами необычного ракурса, снятыми с гидросамолета «Каталина».
28 июня 1979 года Филипп отправляется в Португалию, в дельту Рио-Тежо, чтобы проверить качество ремонта гидросамолета, проведенного в местных мастерских. Испытания проходят безупречно, но во время приземления на воду, после первого контакта с поверхностью, нос машины внезапно ушел под воду, хвост гидроплана лишь залит водой. Весь экипаж цел и невредим. На борту нет только Филиппа, он объявлен без вести пропавшим. Его тело так никогда и не найдут.
Смерть сына сильно отразилась на капитане.
Может показаться странным, но провал плана по созданию парка в Норфолке никак не сказался на популярности Жака Ива Кусто в Соединенных Штатах. Тем не менее в 1981 году он возвращается на родину. И основывает здесь «Фонд Кусто» с той же структурой и теми же целями, что и у его старшего «американского брата». И успех почти такой же. Общество, к слову, существует по сей день.
Именно под покровительством этой организации проходят первые испытания судна на принципиально новой, революционной ветряной тяге. Проще говоря, речь идет о турбопаруснике. Общество приобретает старый катамаран и ремонтирует его. Директор морской верфи в Санари становится верным сподвижником Кусто. Тем временем авторы концепции турбо-парусника Л. Малавар, Б. Шарье и Жак Ив Кусто принимают решение, что катамаран послужит уменьшенной моделью для корабля «Алсион». Предприятие проходит под управлением морского архитектора Мориса, конструктора парусника «Франсе 3», участвовавшего в Кубке Америки, и автора первоначальных переоборудований на «Калипсо». Малютка получает имя «Ветряная мельница». В конце 1983 года она отправилась в свое первое плавание через Атлантику, где попала в очень сильный шторм, потеряв мачту и парус.
Жак Ив не отчаивается. Он связывается с вкладчиками и возобновляет предприятие с удвоенной энергией. «Алсион» будет готов в 1985 году, весной пересечет Атлантику и произведет фурор своей управляемостью и экономичностью. Однако общий итог все равно будет не в его пользу, так как стоимость эксплуатации корабля превысит цену сэкономленной энергии.
В июне 1989 года Кусто возглавляет Французскую академию, почти одновременно оставив свои обязанности директора Океанографического музея в Монако.
В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто, которую все, кто близко знал эту женщину, ласково называли «пастушкой». Ее спокойный нрав, безусловно, повлиял и на характер капитана Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
Кусто женится во второй раз в конце июня 1991 года — на Франсине Триплет, матери Дианы и Пьера-Ива Кусто.
Капитану только что исполнилось 80 лет. Возможно, он начинает подводить итоги своей жизни и немного ослабляет контроль за поведением своих соратников.
Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порою служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США «Общество Кусто» было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законами. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества…
Тем не менее совершенно очевидно, что никто не вправе посягнуть на честное имя самого Кусто. Общеизвестно: чем масштабнее личность, чем грандиознее дело, которым занят человек, тем больше у него не только союзников, но и завистников, недоброжелателей. К тому же, как знаем, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
…Так что оставим покоиться с миром капитана Кусто вместе с Симоной и Филиппом, а сами продолжим начатое ими дело, чтобы планета стала красивей, а люди лучше.
Текст: И. Норман, Е. Крылова
Метки: История и подводная археология...