⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 1)
Весьма популярен другой, возможно, — наиболее правильный, и уж точно — самый массовый, путь, по которому идёт абсолютное большинство начинающих дайверов-фотографов. Они выбирают в качестве своей первой подводной фотокамеры цифровые компакты, иногда в шутку называемые в народе «мыльницами». Это наиболее доступные (как правило) по цене и простые в использовании миниатюр-
ные (в своём большинстве) фотоаппараты. Тут надо чётко понимать, что мыльница мыльнице рознь.
На рынке представлено множество их образцов от десятков фирм, как традиционных и заслуженных в фотографическом деле (Canon, Fuji, Nikon, Olympus, Pentax, Sigma — по алфавиту, чтобы никого не обидеть), так и от электронных гигантов (Casio, Panasonic, Ricoh, Samsung, Sony). А также от малоизвестных широкой публике производителей электроники и оптики (так называемых OEM-партнёров), тоже, кстати, из Юго-Восточной Азии. Последние выпускают на рынок множество моделей компактов как под незнакомыми нам прежде именами (типа GE, Rekam…), так и под марками весьма популярных в прошлом брэндов (Коdak, Polaroid, Praktica…), ушедших с рынка по причине банкротств.
В этой связи стоит заметить, что с приходом цифровой эры в авангард фототехнического прогресса постепенно выходят именно электронные гиганты, всё больше оттесняя традиционные фотофирмы. И хотя «заклятые» соперники и «законодатели мод» в фотомире Cаnon и Nikon всё ещё доминируют в сфере профессиональной аппаратуры, в области любительской и продвинутой техники им на «пятки» всё сильнее наступают «электронщики», прежде всего Sony, Panasonic и Samsung. И это понятно — они имеют огромный опыт в разработке и производстве полупроводниковых компонентов, в том числе светоприёмных матриц, обширную практику в конструировании самых разнообразных электронных гаджетов (включая замечательную любительскую и профессиональную видеоаппаратуру) и завидные наработки в создании качественных и эффективных алгоритмов обработки электронных сигналов. Вдобавок, эти фирмы или вошли в союз с известными производителями оптики (Panasonic + оптика знаменитой Leiсa, Sony + стекло не менее знаменитого Carl Zeiss, Samsung и объективы от Pentax) или прикупили оптический и фотографический бизнес у ряда достойнейших прежде фирм (Sony, например, ныне владеет фотобизнесом Konica-Minolta), что очень сильно усилили их позиции на рынке современной фотоаппаратуры. Поэтому сегодня, выбирая свой фотокомплект, причём не обязательно «мыльничный», стоит обязательно учитывать и этих, относительно новых на фоторынке, но уже весьма достойных «игроков».
Итак, мыльница мыльнице рознь.
Во-первых – они от разных производителей, как с именем и очевидной репутацией, так и без оного. От этого, кстати, зависит надёжность и регулярность поставок продукции фирм в магазины, доступность новых моделей, ремонтопригодность и гарантийное обслуживание фототехники. Понятное дело, кому нужно отдавать предпочтение, собирая свой первый комплект.
Во-вторых – они отличаются по назначению. Здесь есть: и самые массовые недорогие камеры для отпуска и повседневной семейной съёмки со стандартными техническими показателями (как правило, такие камеры имеют 3-5-кратный оптический зум); и более дорогие трэвел-камеры для путешественников, периодически отправляющихся в несложные туристические поездки в погоне за мировыми и местными достопримечательностями (у них уже объективы с повышенной кратностью зума -10-15); и так называемые гиперзумы, имеющие весьма солидные размеры, но главное – сверхмощные объективы, способные заменить собой целый кофр со сменной оптикой у профи (уже есть зумы с кратностью 40 и даже 50!!!); и совсем миниатюрные и «гламурные», необычных броских расцветок, фотоаппараты для модниц и модников. Это могут быть и амфибийные ударопрочные камеры для серьёзных турпоходов и съёмки экстрима; и весьма продвинутые в техническом плане «рабочие лошадки», своеобразные «записные книжки» профессионалов и увлечённых любителей.
В-третьих, исходя из назначения, они существенно отличаются по своим техническим возможностям и возможностям управления. Среди них есть фотоаппараты как самого простого класса, для начинающих, берущие на себя все заботы по получению технически удовлетворительного снимка и предоставляющие минимум возможностей фотографу для вмешательства в работу автоматики, так и продвинутые камеры, имеющие полноценный даже для профи функционал и техническое качество. Это, как правило, фотоаппараты с большими матрицами и качественной светосильной оптикой, с полным набором режимов управления, совершенным автофокусом и экспозамером.
Так вот, среди огромного разнообразия представленных сегодня на рынке компактов вполне возможно выбрать для себя одну-две модели, наилучшим образом удовлетворяющих требованиям подводной фотографии. Эти требования достаточно жёсткие и они сразу отметают из списка возможных львиную долю «конкурсантов». Очевидно, что не стоит брать с собой под воду огромные гиперзумы, которые не смогут реализовать там и десятой части своих оптических возможностей (это касается и большинства «трэвел»-камер по той же причине). Не нужны под водой и самые дешёвые мыльницы с ограниченным до предела функционалом, крохотными матрицами и «пластмассовыми» объективами, малоприменимы для наших целей и достаточно дорогие «гламурные» гаджеты для модниц. Зато среди возможных претендентов вполне могут присутствовать герметичные камеры-амфибии с великолепной защищённостью от внешних условий, продвинутые камеры для серьёзных любителей и профи, как впрочем, и вполне рядовые обычные компакты со вполне стандартными характеристиками.
Вообще, условную «подводную пригодность» определённой модели фотоаппарата (и не только компакта) первоначально можно определить по тому, есть ли она в списке камер, для которых «родными» или независимыми производителями выпускаются подводные боксы. Эти данные можно почерпнуть на сайтах основных производителей фототехники. А также на сайте www.photodive.ru, на котором представлена продукция самого массового независимого производителя подводной фототехники из США Ikelite (доступной в России благодаря усилиям компании Нимал). Понятное дело, что даже и среди этого, уже достаточно ограниченного списка возможных моделей, для разных задач и целей следует выделить оптимальное именно для вас предложение.
В общем и целом, для подводной съёмки можно рекомендовать фотокамеры:
⇒ с увеличенным размером светоприёмной матрицы. Обычно камеры с большими матрицами лучше работают при низкой освещённости (т.е они имеют высокие рабочие значения ISO). Для компактов типоразмер таких матриц может быть 1/1,7; 1/1,6; 2/3 и даже 1,0 дюйм. Это существенно превышает стандартный размер современных «мыльничных» матриц в 1/2,3; 1/2,5 и даже 1/3 дюйма;
⇒ со светосильной оптикой с невысокой кратностью зуммирования (3-5 крат, не более, с максимальной диафрагмой 2,8; 2,4; 2,0 и светлее);
⇒ с расширенными режимами управления (крайне желательно наличие «творческих», помимо «Р», «Auto» и сюжетных программ, режимов съёмки — «S», «A», «М», или хотя бы части из них).
Итак, учитывая вышесказанное, рассмотрим подробнее пригодные для наших целей типы компактных фотокамер.
Самые простые модели компактов с крохотными матрицами
(типичный размер 1/2,5” и даже 1/3”) более-менее неплохо работают
только при идеальном освещении. Для подводных задач они малопригодны.
Гиперзумы – хороший выбор для путешественников и туристов.
Они заменяют собой (на суше) огромный оптический арсенал профессионала. Но под водой малоприменимы: громоздки, тяжелы (некоторые модели весят под килограмм), но, главное, — имеют маленькие матрицы и абсолютный переизбыток оптики (только самая широкоугольная часть сверхуниверсального зума может использоваться под водой).
Компакты от Fuji, по мнению автора, один из лучших выборов для подводной съёмки.
Многие модели фотокамер этой фирмы имеют уникальные матрицы с особой фирменной архитектурой увеличенного размера (1/1,6 дюйма), что позволяет им хорошо работать
в плохих световых условиях. Для некоторых моделей камер выпускаются фирменные боксы,
есть предложения и от независимых производителей.
Типичные модели цифрокомпактов высокого класса с увеличенными матрицами,
пригодные для создания очень неплохих подводных фотокомплектов.
Герметичные амфибийные камеры хороши для сноркелинга и некоторые из них (особенно фирмы Olympus) могут послужить неплохим вариантом для создания лёгкого фотокомплекта.
Примеры фото, полученных с помощью цифрокомпактов.
⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 3). Амфибийные компакты.
⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 4). «Рабочие лошадки».
Читать все статьи Александра Аристархова…
Рубрики: Оборудование, Фото/Видео
Метки: Подводная съемка, Подводная фотография, Подводная фотокамера, Подводный фотограф, Снаряжение и оборудование, Фотоаппарат...