Принято считать, что подводная фотография – очень дорогостоящее и хлопотное занятие. Что ж, это утверждение вполне обоснованно. Но только, если подходить к этому делу с профессиональными рамками, ставить перед собой масштабные задачи и цели, иметь желание, может быть, сделать подводную фотографию делом своей жизни.
Но пока Вы не ставите столь высоких целей, и хотите лишь начать фотографировать под водой, попробовать свои силы на новом поприще, а значит — уже задумались о выборе своего первого фотокомплекта. Цифрокомпакт, цифровая зеркалка, новомодная беззеркальная камера или старый добрый пленочный фотоаппарат — с чего же начать?
Многочисленные ныне «гуру» подводной фотографии, зарабатывающие на жизнь обучением и продажей фотооборудования, настоятельно рекомендуют своим ученикам-клиентам приобретение только самой продвинутой и, соответственно, дорогостоящей фототехники. При этом они сразу делают упор на профессиональные зеркальные фотокамеры со сменными, профессиональными же, объективами, скромно умалчивая об альтернативах, существующих для любителей. Либо же бесцеремонно утверждают, что простые и относительно дешёвые компактные фотокамеры не способны создать сколь-нибудь качественное изображение в принципе. Вот с этим утверждением я уже не согласен категорически, и попробую рассказать читателям о достаточно разнообразных и относительно бюджетных вариантах приобщения к подводному фотоувлечению. Более тридцати лет я активно занимаюсь подводным съёмками, и в своей практике (в том числе профессиональной) использую самую разнообразную аппаратуру, останавливая свой выбор на том или ином комплекте, исходя из тех задач, которые предстоит решить в каждом конкретном случае. Под каждое дело – свой «инструмент»! Итак, что на сегодняшний день можно предложить для приобщения к подводному фото?
* * *
Пожалуйста, первый вариант — … плёнка! Сегодня, в век всеобщей «диджитализации», вся фотография, на самом деле, является цифровой. По сути, аналоговая (плёночная) фотография отличается от Digital только самым первым этапом получения изображения, а именно — методом фиксации исходного изображения, – в виде вполне материального негатива (слайда) при съёмке на плёнку, или виртуального электронного файла, слепка с матрицы. В дальнейшем плёночные оригиналы всё равно, как правило, оцифровываются на сканерах, и дальнейшие цепочки обработки изображений, вплоть до получения бумажного отпечатка, уже не отличаются!
В «плёночную эпоху» у подводных фотографов были весьма популярны герметичные камеры-амфибии. То есть им не нужен был никакой бокс, и до глубины 40-50 м они оставались полностью работоспособными. Так вот, лучшие представители этого семейства – легендарные японские Nikonos и Motormarine обеспечивают и сегодня получение весьма качественных фотографических результатов. Благодаря своим минимальным размерам и весу они позволяют скомплектовать облегчённые и весьма компактные фотосистемы. По своей сути — это простые камеры шкального типа с присущими им недостатками (связанными, прежде всего, с системой визирования). И фотограф, их использующий, обязан знать основы фотографии, ведь работать с ними приходиться «и ручками и головой», самостоятельно устанавливая и экспозиционные параметры, и фокусировку, и даже контролируя положение внешнего видоискателя. Зато такие камеры имеют весьма существенные плюсы.
Различные рабочие варианты комплектов на базе Nikonos.
Например, в системе Motormarine (и, в несколько усечённом виде, Nikonos) существует возможность легко и просто переходить от одного вида съёмки к другому посредством сменных оптических конвертеров. Прямо под водой! Разнообразные линзовые насадки-конверторы (широкоугольные и макро-) могут устанавливаться на основной объектив, меняя его фокусное расстояние в соответствии с нужными задачами. Одним движением руки (благодаря быстроразъёмному байонетному соединению) фотограф может оперативно прикрепить необходимый оптический аксессуар, и в корне изменить снимок. Только что он снимал крохотную креветку в упор, а через секунды уже фиксирует впечатляющий подводный ландшафт с дайверами и роскошными горгонариями! То есть фотограф непосредственно под водой мог выбрать тему «широкий угол», «крупный план» или настоящее «макро», и ему не надо было заканчивать дайв и подниматься на поверхность для переналадки своей фотосистемы.
И сегодня часть профессиональных фотографов продолжает с успехом использовать плёночную аппаратуру. С учётом же существенного удешевления подобной фототехники, а также широким её ассортиментом на вторичном рынке, наверное, есть смысл и любителям присмотреться к подобным предложениям от продавцов. Тем более, что плёночные амфибии, по-прежнему, остаются образцом компактности и надёжности работы, а специально рассчитанные для подводных условий гидрообъективы, например Nikonos, – эталоном оптического качества.
Примеры изображений, полученных с использованием
«старой доброй» плёночной технологии.
⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 2)
⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 3). Амфибийные компакты.
⇒ Выбор подводной фотокамеры (часть 4). «Рабочие лошадки».
Читать все статьи Александра Аристархова…
Рубрики: Оборудование, Фото/Видео
Метки: Motormarine, Nikonos, Подводная фотография, Подводная фотокамера, Подводный фотограф, Снаряжение и оборудование, Фотокомплект...