Несколько советов тем, кто отправляется на сафари.
Тысячи судов, построенных или переоборудованных специально для любительских погружений, каждый день без устали бороздят просторы морей и океанов.
Суда бывают очень разными, и в одном и том же месте можно и насладиться отдыхом на полную катушку, пройти интересные курсы, и узнать много новой информации, и потерять все желание нырять или даже подцепить кишечную инфекцию. Можно вернуться домой счастливым и отдохнувшим, а можно – злым и разочарованным. Все это зависит от выбора судна и организации поездки. Разные суда отличаются друг от друга уровнем комфорта и обслуживания, клиентским отношением и благожелательностью команды, качеством подводной программы, профессионализмом ответственного за дайвинг инструктора, наличием опытных дайв-гидов, уровнем безопасности погружений, возможностью проявки слайдов и съемки видеофильма, и т.д.
Таким образом, дайвер, планирующий провести свой отдых на дайвинг-сафари, стоит нынче перед огромным выбором, с кем и куда поехать. В одном только Интернете можно найти сотни вариантов. Для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно только ответить на главные вопросы: куда вас тянет на этот раз, хотите ли вы поехать в одиночку, в компании с друзьями или с любимым клубом, на какие расходы вы готовы пойти для получения полного удовольствия, соответствуют ли ваша подготовка и физическая форма условиям погружений, и другие. Только после этого можно будет понять, что вам подходит больше всего.
Если у вас много свободного времени и вы прилично говорите по-английски, организовать собственную поездку на сафари можно и самим. Для этого нужно всего лишь детально разобраться в информации, выложенной на сайтах судов и дайвинг-центров, сделать выбор судна и маршрута, связаться с оператором по электронной почте, оплатить поездку кредитной картой или банковским переводом, купить билеты, поставить визы – и вперед. При этом, уже после выбора правильного судна и подходящего сезона погружений в данном регионе, необходимо учесть некоторые нюансы: рациональные стыковки авиаперелетов, визово-транзитные режимы, требования к загранпаспортам, соответствие уровня вашей подготовки уровню сложности сафари, квалификация других дайверов на борту, стандарт баллонных вентилей, предположительные погодные условия, необходимый комплект снаряжения, стандарт вентилей местных баллонов, температура воды на поверхности и под термоклином, методика погружений, трансферы и ночевки до посадки на судно и после сафари и многое другое. На получение справочной информации и ответов на вопросы, естественно, уходит много времени и сил.
Если вы не уверены в своем профессионализме при выборе сафари, или вам жалко времени на самостоятельное планирование, если хочется нырять в компании с друзьями и единомышленниками, говорящими на одном с вами языке, лучше, конечно, поехать с подводным клубом и подстроиться под его планы поездок. При этом остается согласовать главный вопрос: время поездки, маршрут сафари и уровень судна. Если вы достаточно зарабатываете, чтобы позволить себе пятизвездный отдых, на дешевом убогом катере вам будет не очень приятно. Если же у вас нет денег на хорошее судно, можно довольствоваться и бюджетными поездками. Экономить на комфорте от жадности не рекомендуется, иначе небольшая разница в стоимости выльется в гигантскую разницу в качестве сафари. Например, две-три сотни долларов создают огромную разницу между поездкой на пятизвездном судне «Сюзанна» с отличным сервисом, вышколенной командой, просторными каютами со всеми удобствами, регулярной сменой белья, вкусной разнообразной кухней, наличием спутникового телефона – и мучениями на простом стандартном боте типа «Мубарк-2000», с бестолковой, грубой, ленивой командой, грязным бельем, ужасной кормежкой, отсутствием полотенец, дырявым зодиаком под вечно поломанным мотором, крохотными вонючими каютками и постоянно забитыми общими туалетами. Самое удивительное, что человек, попавший на дешевый катер, все равно требует царского отдыха и внимательного отношения к себе.
Но чудес на свете не бывает! Поэтому прежде чем собираться на сафари, постарайтесь узнать максимум информации о судне, которое станет вашим домом на неделю или две. При этом лучше, конечно, обратиться к специалистам, то есть в подводный клуб, где работают профессионалы, хорошо знающие особенности подобного времяпровождения. Обычные турагентства зачастую попадают впросак из-за незнания специфики нашего дела.
Но выбрать судно, заплатить за поездку и приехать – это еще не все для полноценного отдыха. На судах есть неписаные правила и законы, по которым живут не только члены команды, но и туристы. Эти правила желательно выполнять, что, к сожалению, многим россиянам дается нелегко. Но поддержание общепринятой дисциплины необходимо – иначе начнутся конфликты. Для того, чтобы вы чувствовали себя на судне комфортно, чтобы команда относилась к вам благожелательно, чтобы гиды показывали самые интересные места, чтобы кок готовил для вас лучшее, что он умеет, рекомендуем следовать нашим советам, приведенным ниже. Они составлены на обширном опыте проведения дайвинг-сафари разнообразных уровней сложности на разных судах различной национальной принадлежности по всевозможным морям и океанам.
1. Клиент прав не всегда! Следуйте правилам и методикам погружений на данном судне. Правила поведения на дайвинг-палубе и в воде даются не просто так, но проверены на опыте и ошибках предыдущих круизов. В интересах судна, чтобы всем пассажирам понравилась поездка, чтобы они вернулись в другой раз и рекомендовали компанию своим друзьям.
2. Принимайте алкоголь в ограниченных количествах – и только после завершения дня погружений. Пьянство на борту – самая большая проблема у российских дайверов. Во всем мире действует негласное правило: капля алкоголя, и вы больше в этот день не ныряете. Только российские дайверы пытаются с этим спорить, что вызывает негативную реакцию у всех дайв-профессионалов и служит причиной нескончаемых конфликтов.
3. Будьте вежливы и внимательны по отношению к команде и дайв-гидам. Чувствуя уважительное к себе отношение, они будут стараться угодить вам изо всех сил. Грубое обращение, скандалы и хамство обслуживающий персонал, конечно же, спокойно вынесет, но тихая неприязнь выразится в общем падении уровня сервиса. Там, где можно сделать хуже и медленнее, команда сделает именно так. Не считайте себя королем только потому, что вас обслуживают по-королевски!
4. Заплатив тысячу долларов за сафари, не считайте, что купили судно и команду «с потрохами» и что можете делать все, что пожелаете. К счастью, примитивный слоган «За что я бабки платил?», столь популярный лет пять назад, слышится все реже и реже.
5. Комфорт и сервис на судне прямо пропорциональны их стоимости. Заплатив гроши, не ждите пятизвездного комфорта и суперпрограммы. На дешевом катере, как правило, тупая команда, плохой капитан и неопытный дайв-гид – будьте к этому готовы, ибо в отдыхе нет ничего хуже обманутых ожиданий.
6. Отмена поездки менее чем за месяц до начала программы делает возврат ваших денег невозможным – помните об этом и не обижайтесь, если деньги вам не вернут.
7. Не надейтесь на мобильную связь – вы в море, а не в отеле. Многие наивно полагают, что современные технологии распространились по всему миру – это не так! В удаленных районах отсутствие связи – обычное дело. На всех судах есть рация, а на дорогих судах есть и спутниковая связь.
8. Придерживайтесь правил хорошего тона и общежития с товарищами и другими пассажирами. Это касается в первую очередь, поездок в случайной компании, собранной турагентством «с миру по сосенке». В состав таких групп нередко входят люди с несовместимыми взглядами и нормами поведения, вкусами и привычками, а рядом нет клубного турлидера, который принимал бы решения и обеспечивал профилактику конфликтов.
9. Питание в разных морях проистекает по-разному: не ждите на борту изысканной кухни, которую вы любите, и не требуйте ее от кока в море. Более того, если в самом регионе нет культуры питания – как, например, на Мальдивах, скандалить из-за однообразного меню бесполезно.
10. Требуя что-либо на английском языке, будьте уверены, что правильно говорите. Незнание английского – не порок, но если уж вы пользуетесь иностранным языком, всегда допускайте, что вас могут не понять. Искажение слов приводит к непониманию ваших требований со стороны команды, поэтому прежде чем сердиться или обижаться, убедитесь, что вас правильно поняли.
Десять правил хорошего тона в дайвинг-сафари применимы на любом судне в любой стране. Где-то они более актуальны, где-то менее. Многие люди консервативны, привыкают к определенному уровню сервиса и предпочитают погружаться по знакомым стандартам и методикам. Таким дайверам лучше путешествовать в знакомых клубных компаниях с проверенными турлидерами или же пользоваться услугами «сетевых» сафари-флотов. Да-да, сетевыми бывают не только супермаркеты или рекламные агентства, но и суда для подводного плавания. Таких всемирных флотов насчитывается в мире пока только два: «Агрессор» и «Танцоры» (Dancer Fleet) Питера Хьюза. Есть еще локальные флотилии из двух-трех судов, например, «Экспедиции Майка Бола» (Mike Ball Expeditions) в Австралии.
В некоторых акваториях есть дайвинг-яхты и более отрекламированных флотилий. Как правило, это частные боты, запланированные, построенные и «вылизанные» владельцем, влюбленным в свою яхту. Организация дайвинг-сафари – красивый и романтический, хоть и сложный бизнес. Если исключить из списка разнокалиберные египетские боты, прописанные в Хургаде или Шарме, большинство владельцев судов для дайвинга – мечтательные романтики, сбежавшие из своих цивилизованных стран в страны третьего и четвертого миров для воплощения своей мечты в реальность. Суда стали частью их самих, и они, конечно, питают к своим созданиям самые искренние и нежные чувства. Если вам что-то не нравится в поездке, не считайте, что вас пытаются обмануть или хотят на вас грубо нажиться – это большая редкость. В маленьком профессиональном мире дайвинга, как в деревне, все друг друга знают. Если кто-то халтурит или нечист на руку – он уже не сможет плодотворно работать, ибо его недостатки станут известны многим коллегам, причем довольно быстро. Обычно дайв-операторы из кожи готовы выскочить, только чтобы клиенты были довольны и счастливы. Это, конечно, касается только судов высокого класса с профессиональным менеджментом – стандартные красноморские боты вне обсуждения. В ответ за высокий уровень сервиса на борту команда и руководство судна ожидают встретить принятие судовой дисциплины и уважительное отношение к команде. Поэтому, если у вас возникли проблемы на борту, подумайте, а может вы сами что-то не понимаете или делаете не так?
Как бы ни были экзотичны маршруты, интересны места погружений и комфортны суда, главное все же не только это. Неотъемлемой частью клубных сафари является истинно клубный дух и человеческое общение. Дружеская и веселая атмосфера Подводного клуба МГУ наполняет любые поездки роскошью общения с близкими по интересам, энергетике, интеллекту и успеху людьми. Это делает их необычайно теплыми, интересными и приятными не только на бытовом, но и на духовном уровне. Неудивительно, что участники клубных поездок становятся впоследствии друзьями, парнерами по бизнесу и даже супругами.
Для того, чтобы насладиться морем, солнцем, подводным миром, дайвингом, интересными людьми, дружбой и весельем, чтобы узнать много нового, увидеть и испытать такое, о чем никто из ваших знакомых и понятия не имеет, обрести новых друзей, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и открыть для себя новые горизонты, нужно всего лишь собраться и поехать в дайвинг-сафари с любимым клубом.
Текст: Дмитрий Орлов
Фото из архива Подводного клуба МГУ
Архивная статья из № 1 (37) за 2005 г.
Метки: Дайверы, Дайвинг-сафари, Подводный клуб МГУ, Судно для дайвинг-сафари...