RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(02)1998 » NIKONOS — V? Почему бы и нет…

Просмотров: 321
Об авторе
Автор статьи:

NIKONOS — V? Почему бы и нет…

Архивная статья из №2 за 1998 г.

Взгляните на этот старинный фотоснимок. Более века назад, в 1893 году, его сделал Луис Бутан — французский ученый и конструктор. Под водой! А ведь в ту пору и на земле-то фотография была делом непростым, даром что шел ей уже пятьдесят третий год.

Достоверный факт: в той исторической съемке использовался фотографический аппарат типа «Детектив». В нем, как барабан в револьвере, поворачивался диск с фотопластинками. Он позволял сделать последовательно шесть кадров. А чтобы не мешала вода, камеру помещали в огромный медный футляр (весил он 180 кг) с иллюминаторами и единым органом управления.

Луис Бутан попытался также не изолировать камеру от воды, но неудачно.

Достигнув впечатляющих для того времени успехов в подводной фотографии, Бутан утратил к ней интерес. Главное, полагал он, положено начало новому и перспективному делу. Ученый твердо верил, что рано или поздно будет развита совершенная технология съемки под водой без изоляции от жидкой среды и отпадет надобность в громоздких чехлах-боксах. Впрочем, возможность отличиться он оставил потомкам…

Шли годы, развивалась фототехника и связанные с нею новые технологии. В историю подводной фотографии навсегда вписано имя Ганса Хасса, других мастеров, покоривших мир своими работами накануне II Мировой, но все они также помещали стандартные камеры в боксы.

…А потом состоялась легендарная встреча пионера подводного плавания с аквалангом Жака Ива Кусто и Джина Вотерса де Оплинтер. Этот гениальный бельгийский изобретатель работал в области авиационного вооружения. Фанатично увлеченный подводной археологией, он разработал (практически одновременно с Кусто-Ганьяном) собственную конструкцию автономного дыхательного аппарата. Конструктив этого акваланга был чрезвычайно своеобразен и очень заинтересовал Кусто.

Впервые они встретились в Ницце. А затем были шесть лет плодотворного сотрудничества. В команде Кусто Вотерс исполнял обязанности техника, помогая усовершенствовать акваланг Кусто-Ганьяна и скутер для подводных путешествий. Это было во время первой экспедиции Кусто вокруг Корсики и в Красном море в 1949 году. Тогда же бельгиец впервые опробовал свою подводную стереофотоаппаратуру (т.н. двойной глаз). Результаты превзошли все ожидания.

И однажды Вотерс завел с Кусто разговор о компактной 35-мм подводной фотокамере.

— Она должна быть простой и прочной, — рассуждал он, — с удобным короткофокусным объективом. Требуется, чтобы органы управления, проходящие сквозь корпус, противостояли давлению воды и минимально сопротивлялись движению. Возможно наличие автоматических устройств. И, разумеется, все это должно иметь доступную цену.

Так родился замысел первой амфибийной (двухсредной) камеры «Калипсофот».

Но воплощать в жизнь эту идею Вотерс начал позднее, когда совместно с Кусто участвовал в работе французской фирмы по производству подводного снаряжения «Ла спиротехника». В 1960 году, после четырех лет работы, «Калипсофот» увидела свет. В последующие три года изделие весьма успешно продавалось на рынке.

Камера имела просто-таки потрясающую компактную конструкцию, пожалуй, лучшую из всех тех, что использовал Кусто. Прочный алюминиевый корпус мог противостоять давлению воды на глубине свыше 30 метров. Причем крепление оптического блока было таким, что при деформации корпуса под давлением положение самого оптического блока относительно фокальной плоскости (плоскости пленки) было стабильным и неизменным.

Сам будучи водолазом, Вотерс сумел создать такой конструктив камеры, который позволял ныряльщику максимально просто пользоваться ею в толстых перчатках.

Высокотехнологичные идеи — своеобразная зона жизненных интересов японцев. Поэтому моментально Nippon Kogaky из Токио (более известная как Nikon) купила права на производство и распространение. Модель нарекли Nikonos. Фотоаппарат вошел в мир ныряльщиков в 1963 году.

Основная конструкция камеры предельно простая и прочная. Внутренний блок с приводным механизмом и затвором извлекается из внешнего герметичного корпуса посредством ушек-рычагов и дополнительно фиксируется байонетным креплением объектива. Этим уменьшается вероятность случайного открывания камеры под водой. Она выдерживает погружение на глубину до 50 м, при этом все органы управления функционируют без сбоев.

Основной секрет — использование для герметизации резиновых неопреновых колец круглого сечения («О» — ring). Эти уплотнения располагаются вокруг оси там, где она проходит через корпус внутрь. Резиновое кольцо устанавливается с нормированным поджатием (примерно 10-15%). Вода доходит до уплотнения и останавливается, т.к. напряжение в поджатом кольце изначально больше давления воды. При дальнейшем увеличении давления кольцо расширяется в полости все сильнее, тем самым улучшая уплотнение.

Оптический блок поджат пружинами, так что его положение зафиксировано относительно фокальной плоскости (кинематическое силовое замыкание) и не меняется под действием внешнего давления.

Nikon сначала производила камеру с очень незначительными отличиями от «Calipsophot». Разве что цвет трансформировался из серого в черный да убрали скоростную выдержку 1/1000 сек. Nikonos, который производился с 1963 по 1968 годы, теперь известен как Nikonos-I.

В 1968 году фирма Nikon выпустила Nikonos-II. На первый взгляд, модели I и II почти идентичны. Но изменения были в основном внутри, делая Nikonos-II более надежной и удобной камерой. На диске скоростей затвора появилась отметка «R». Этим устанавливался режим обратной перемотки фильма. Рычажок обратной перемотки стал шарнирным. Прижимная планка фильма лучше фиксировалась. К аппарату можно было подсоединять и магниевую, и электронную вспышки через специальный разъем в нижней части. Причем материал электрических контактов был улучшен. До F 2.5 увеличилась светосила объектива. Эргономика изделия осталась прежней. Уникальная особенность камеры — возможность взвода и спуска затвора одним рычагом — без перестановки руки, быстро и эффективно. Появилась возможность вести съемку одной рукой.

Nikonos-II производилась на протяжении 7 лет — до 1975 года. Была достигнута репутация чрезвычайно надежной камеры для экстремальных условий (чего на рынке фотоаппаратуры добиться очень и очень непросто). Появилась возможность без особых затруднений снимать там, где раньше это было абсолютно невозможно.

В поисках путей дальнейшей модернизации и после консультаций с ведущими подводными фотографами, в 1975 году Nikon выпустила Nikonos-III. Новая модель, схожая в дизайне с предыдущей, имела фактически новый механизм.

Камера стала больше и тяжелее, система транспортировки пленки — современней. Счетчик кадров перемещен наверх. Изменился вспышечный разъем. Соединение объектива осталось прежним — совместимым. Механизм затвора почти не претерпел модернизаций, за исключением синхроконтакта. Проблем с синхронизацией стало меньше. Диапазон 1/30-1/60 сек, хотя при 1/30 и возможен иногда сдвиг контура. Улучшилась система перемотки, исключившая наложение кадров. Изменилась и конструкция планки прижима фильма, вследствие чего она перестала западать при монтаже.

Из-за коррозионной устойчивости материалов, которые использовались снаружи и внутри, камера стала чрезвычайно прочной, в лучшем значении слова простой, надежной. Что и говорить, это была лучшая для того времени механическая камера. Даже сегодня в эксплуатации находится большое количество Nikonos-III — подержанных, но в очень приличном состоянии.

С намерением расширить рынок и без особых консультаций с подводными фотографами, в 1980 году Nikon представила Nikonos — IV-A. За основу была взята камера Nikon EM — самый распространенный и надежный образец автоматической наземной камеры. Ее электронно-управляемый затвор обеспечивает бесступенчатую скорость от 8 до 1/1000 сек, механическую выдержку 1/90 сек, есть и обычная произвольная выдержка. В этом режиме не требуется источник питания.

Конструктивно камера переделана полностью. Остались прежними разъем вспышки и посадка объективов, да и то здесь изменилась система крепления. Спуск затвора и взвод с перемоткой теперь являются раздельными операциями.

Камера может работать в автоматическом режиме — с приоритетом диафрагмы. Если выдержка устанавливается вручную, камера индикацией сообщает о рекомендуемой диафрагме, что происходит при слегка притопленной пленке. Nikonos-IV-A не имеет режима TTL контроля вспышки. Но в комплекте со специальным фотодатчиком, укрепленным на камере снаружи, со вспышкой SB-101 обеспечивается некий контроль за освещенностью объекта и регулируется длительность светового импульса. Выпускался вплоть до 1985 года. На смену ему пришел Nikonos-V.

Здесь мы немного отвлечемся от рассмотрения моделей и попробуем разобраться, почему амфибийные камеры пользуются устойчивым спросом.

Не подлежит сомнению факт, что наиболее широко используется продвинутыми любителями и профессионалами амфибийная камера Nikonos-V. Она компактна даже со вспышкой и приспособлениями, легка в транспортировке, удобна в использовании под водой. Имеет достаточный набор сменной оптики и прочего «приклада». Причем аксессуары выпускаются и другими фирмами, что значительно расширяет возможности камер. В частности, речь идет об адаптерах на объектив, которые возможно устанавливать прямо под водой. Выпускаемая фирмой гидрооптика имеет очень высокое качество. Весьма удобна и практична макросъемка. Камерой можно пользоваться и на земле в сложных климатических условиях. Очень многие подводные фотографы — как любители, так и профессионалы, — систематически работающие с высококлассными зеркальными камерами в боксе, обязательно имеют в резерве Nikonos-III или Nikonos-V.

Несколько слов о недостатках. Это не зеркальная камера. (Хотя Nikon пыталась продвинуть на рынок зеркальную амфибию Nikonos RSAF. Не вышло по причине неприемлемо высокой цены и сложности модели.) Иногда трудно оценить на глаз расстояние до объекта. Но с опытом этот навык быстро совершенствуется. Кажется ограниченным набор специальных объективов, и они не дешевы. Но, как уже было отмечено выше, другими фирмами выпускаются качественные объективы и насадки.

Аппарат сложен по устройству, в случае неполадок его трудно ремонтировать, не везде есть квалифицированные мастера. Он требует ежегодного обслуживания в хорошем сервис-центре. В частности, это касается смены смазки во вращающихся органах управления и особенно — привода от спусковой кнопки.

К сожалению, морская вода и ее пары губительно действуют на электронику внутри камеры. Учитывая высочайшую плотность монтажа, даже несколько капель морской воды в случае попадания внутрь могут серьезно нарушить работу электроники и механики. Поэтому нужна предельная тщательность и аккуратность в обслуживании и эксплуатации, неукоснительное соблюдение инструкций. Так, в частности, сразу после выхода из моря не торопитесь немедленно открывать для перезарядки пленки заднюю крышку. Рекомендуется поместить камеру в чистую пресную воду на один час, затем просушить в течение трех часов. Открывать крышку следует в положении «вниз» во избежание попадания воды внутрь.

Однозначного решения по поводу аппаратуры для подводной съемки и быть не может. И прежде всего нужно определиться в своих целях, финансовых возможностях, технических характеристиках требуемой вам аппаратуры. Именно поэтому «под занавес» привожу «ТТХ» камеры Nikonos-V.

Это классическая базовая камера для подводной съемки. Для нее выпускается множество аксессуаров и линейка из пяти объективов. В 1995 г. Nikon сделал попытку выпустить зеркальную камеру для подводной съемки (Nikonos RS AF). Однако спрос на нее оказался низким из-за высокой цены (около $5000). Поэтому выпуск RSAF был прекращен, и Nikonos-V остается практически вне конкуренции.

Для съемки с различными объективами эта камера может быть снабжена другими видоискателями, прицелами и комплектом приспособлений для макросъемки.

Nikonos-V позволяет снимать со вспышкой в режиме TTL (со вспышками SB-102, SB-103, SB-104, SB-105), хотя многие профессиональные фотографы часто отключают этот режим и используют ручную установку экспозиции. Кстати говоря, подводные вспышки, совместимые с Niconos-V различных моделей, выпускает не только Nikon, но и многие другие фирмы, например, Ikelite, Sea&Sea.

Nikonos-V обладает также некоторыми недокументированными возможностями — так, например, формально не обладая возможностью мультиэкспозиции, она позволяет взвести затвор, не протягивая пленку (при повороте диска на деление, отмеченное буквой R).

Эти две новейшие вспышки предлагаются для съемок с камерами Nikonos RS AF. Они специально сбалансированы по цветовой температуре для съемки под водой, но при макросъемке с близких расстояний могут давать избыточное количество оранжевого света, что необходимо учитывать.

Хотя Nikonos-V не зеркальная камера, но имеет сравнительно богатый набор сменных объективов (объективы можно менять только на поверхности).

Для расширения возможностей Nikonos-V выпускаются объективы-амфибии 35 мм f/2,5 и 80 мм f/4, а также и негерметичный объектив исключительно для наземной съемки 28 мм f/2,8.

Владимир Гудзев,
президент комиссии подводной фотовидеосъемки КПДР

Nikonos-V

Тип камеры: 35-мм камера для подводной съемки. Формат кадра — 24х36 мм.

Конструкция: корпус из специального алюминиевого сплава, водонепроницаемый до глубины 50 м.

Объектив: специальные, типа Nikonos UW-Nikkor.

Фокусировка: ручная.

Замер экспозиции: через объектив (TTL). Режимы установки экспозиции: автоматический (с приоритетом диафрагмы) и ручной с индикацией рекомендуемой экспозиции. Диапазон измерения — EV8 — EV19 для пленки ISO 100 и f/2,8. Установка чувствительности пленки ручная (ISO 25-1600).

Отработка экспозиции: в режиме А (AUTO) -бесступенчато 30 сек. — 1/1000 сек., M -(Manual) — 1/30 — 1/1000 сек., М90 — механически 1/90 сек. (отрабатывается даже без элемента питания), В (BULB) — ручная длительная выдержка. Электронно-управляемый ламельный затвор. Мультиэкспозиция.

Видоискатель: обращенного галилеевского типа, для использования со стандартным 35 мм объективом, с рамками параллакса, увеличение — 0,55х, поле зрения — 85 процентов реального кадра. Вынесенная фокальная плоскость (для удобства съемки в маске). Индикация — выдержка, готовность вспышки, недоэкспонирование и переэкспонирование.

Протяжка пленки: ручная. Имеется блокировка спусковой кнопки от случайного нажатия.

Вспышка: съемка со вспышкой в режиме TTL при использовании вспышек SB-102, SB-103, SB-104, SB-105. Синхронизация: в режиме А (AUTO) — на выдержках не короче 1/90 сек., при установке 1/30 или 1/60 — синхронизация на этих выдержках. В режиме М90 затвор отрабатывает 1/90 сек.

С SB-102 и SB-103 — в автоматическом режиме на 1/90 сек., в ручном — 1/90 и более медленные.

Прочее: счетчик кадров со сбросом на ноль.

Питание: 1 литиевый элемент 3V CR 1/3, или 2 элемента 1,55V SR-44, или 1 элемент 1,5V LR-44. Ресурс одной батареи — 200 пленок по 24 кадра.

Размеры: 146х99х58 мм.

Вес: (без объектива) 695 г.

Ведущее число (под водой):

SB-104 — 16 (ISO100 для дистанции в 1 м)

SB-105 — 10 (ISO 100 для 1 м)

Режимы работы: TTL и ручной режимы с камерами Nikonos-V и Nikonos RS AF. Matrix Balanced Fill-Flash с камерой Nikonos RS AF.

Прочее: угол отсвечивания — 100!. Время перезарядки — около 3 секунд. Количество вспышек от одного комплекта NiCd-аккумуляторов SN-104 около 120. Цветовая температура 4700! К. Возможность внешней светосинхронизации в режиме Slave.

Текст: В. Гудзев

Рубрики: 2(02)1998, Архив

Метки: , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111